При переезде на современные смартфоны стратегический жанр, пожалуй, претерпел самые увлекательные трансформации. В случае если для аркадных игр всего лишь было нужно поменять схему управления, то со стратегиями не всё так легко. Их естественная среда – настольные компьютеры с клавиатурой и мышью. На приставках стратегии традиционно не приживаются – успешные попытки приспособить их для геймпада и телевизора возможно сосчитать по пальцам. Но тачскрины в плане управления армиями куда более перспективны. Но, без трансформаций также, само собой разумеется, не обошлось.
Первое, что приходит на ум разработчикам, – это применять для тачскринов тот же интерфейс, что создавался с учётом мыши. В итоге, отличие между двумя методами ввода не так уж громадна. На устройствах с Palm OS и Windows Mobile с тачскринами, поддерживавшими стилус, возможно, например, было поиграть в Warfare Incorporated – хорошую стратегию, срисованную с хорошего Command and Conquer.
Попытки выполнить то же самое на iOS не назовёшь особенно успешными. К примеру, портированный Warfare Inc не отличается особенным удобством. То же возможно сообщить и о местной версии Red Alert, и о Starfront Collision, созданном специально для iOS. В случае если мышью возможно и выделять войска, и двигать экран в стороны, подводя курсор к одному из краёв экрана, то палец годится только для чего-то одного (в большинстве случаев для движения экрана), а массовое выделение армий приходится реализовывать по-второму.
Robocalypse, Settlers и Majesty – куда более подходящие игры для телефона либо планшета. Первая портирована с Nintendo DS и владеет очень уместной на маленьком экране пиксельной графикой (войска, само собой разумеется, небольшие-небольшие, но вся карта умещается от силы на двух-трёх экранах). С Settlers и Majesty их роднит отсутствие необходимости в прямом управлении армиями – им тут достаточно только задавать неспециализированные цели, а не показывать любой раз, куда идти и в кого стрелять.
Уникальное ответ, которое разрешило сделать эргономичные в управлении стратегии на телефонах с тачскринами, – убрать второе измерение. Поле боя, как выяснилось, в полной мере возможно сделать линейным – с одной стороны отечественная база, с другой – соперник. Штампуем войска, и они сами начинают идти вперёд. Первой из таких игр была Steam на данный момент, вышедшая для Windows в 2006 году. Она доказала, что такое упрощение не только не сделает игру неинтересной, но напротив, может привнести динамику и свежие находки.
На iOS такие стратегии расплодились во множестве: Crystal Wars, Trenches, Corpse Craft (удачно сочетающая стратегию с простенькой головоломкой), Swords Soldiers – все они, хоть и различаются в подробностях, по сути являются перерождённый для телефонов жанр риалтаймовых стратегий.
Ещё один популярный подвид – стратегии, где игрок только сооружает оборонительные сооружения на протяжении долгой дороги, по которой волнами проходят войска соперника. Игравшиеся в любую из них легко осознают, о чём идёт обращение. Жанр принято именовать Tower Defence – если судить по Wikipedia, его корни возможно отыскать аж в первой половине 80-ых годов XX века, но по-настоящему он стал известен только в начале двухтысячных – с возникновением самодельных карт для Starcraft и Warcraft III, реализующих ту же механику.
В App Store возможно отыскать множество реализаций “башенной защиты”: от уже достаточно ветхой, но качественной Fieldrunners до новеньких Sentinel либо Anomaly: Warzone Earth. Особняком стоят мегапопулярная на многих платформах Plants vs. Zombies, авторам которой удалось в достаточной степени отойти от классической механики Tower Defence, и наряду с этим сделать игру ещё занимательнее, и Dungeon Defenders, где стандартная башенная защита хорошо перемешана с другим жанром – многопользовательской сессионной ролевой игрой наподобие DotA.
Но обращение до сих пор шла только про стратегии в настоящем времени. Но что же пошаговая ветвь жанра (либо, вернее, его ствол, в случае если учесть, что пошаговые стратегии ведут собственную историю ещё со времён игры в солдатики)? Делать ходы иногда и не спеша – именно то, что было бы комфортно на портативном устройстве.
Пошаговые стратегии имеется – к примеру UniWar, Mecho Wars (клон Advance Wars с Nintendo DS) либо портированный с компьютера Battle for Wesnoth. В них возможно играться, но ни одна из них – не шедевр. Возможно, спрос на эти игры вялый, и разработчики реагируют соответственно.
Но для того чтобы всплеска популярности карточных и настольных игр компьютеры, пожалуй, не видели ни при каких обстоятельствах. Из настолок на iOS имеется Settlers of Catan, Carcassone, Puerto Rico, Neuroshima Hex – всё фактически правильные копии уникальных игр. Телефонные интерпретации коллекционных карточных игр также делают во множестве – одних лишь клонов Magic the Gathering целый ворох: Shadow Era, Ascension, Kard Combat. В разработке последней кроме того принимал участие создатель Magic the Gathering Ричард Гарфилд.
Наконец, далёкими потомками экономических стратегий можно считать игры “огородного” жанра, перекочевавшие на телефоны из соцсетей. На iPhone и iPad весьма хорошо себя ощущают такие игры, как Smurfs’ Village, We Rule, Tiny Tower и другие продолжатели дела Farmville.
К сожалению, ориентированы они прежде всего на тех, кто в настоящие игры ни при каких обстоятельствах не игрался и вряд ли соберётся, так что, возможно, стоит благодарить компанию Electronic Arts за альтернативу в виде с грехом пополам вложенной в телефон версии SimCity.