Сообщи, читатель, ты согласен с утверждением, выведенным в заголовок сегодняшнего Битого Пикселя? Лишь не торопись с ответом, чтобы не промахнуться. Как промахнулся я сначала.
Неприятность с тезисом “Информация – нефть XXI века” связана с его скрытой метафоричностью. На первый взгляд думается, что никакого подвоха нет? и мы, все тут собравшиеся, выступаем скромными служителями этого нового всевышнего цифровой цивилизации. Да, информация играется большую роль в жизни современного человека: питает его, наполняет мотивами, побуждает к действию. Довольно часто и кормит (как вашего слугу) или формирует весомый капитал (как для медийных магнатов). Но направляться из этого, что информация владеет потенциалом замещения того, чем была нефть в веке ХХ?
Начну, пожалуй, с объяснения самой постановки вопроса. Фактически, я ничего аналогичного не придумывал. Легко сразу после перемещения на собственную летнюю базу взял письмо от начальника местного отделения Международного медиа-клуба “Формат А3“, в котором меня сердечно поздравляли с прибытием в Молдавию и просили “прочитать лекцию и встретиться с читателями”.
Встретиться с читателями на малой отчизне – занятие, непременно, приятное, но вот как быть с лекцией? Как минимум, для меня это нетрадиционная форма общения. Уточнил тему для выступления и взял в ответ ту самую “Данные как нефть XXI века” вместе с регламентом: “Доклад – 2 часа. Ответы на вопросы – 30 мин.”.
Чуть со стула не упал: разве существует в наши дни тема, на которую возможно вот так вот без всяких последствий просматривать лекцию в течении 2 часов?! Да за такое неуважение к чужому времени убить смогут ?? Тем более – лекция на тему, которую я просто не осознаю: что означает “Информация – нефть XXI века”?
В это же время моей Насте тема весьма понравилась: “«В десятнадцатом веке было золото, в XX — нефть, сейчас — информация. За данные боготворят либо сажают… ее берут и реализовывают, ее крадут… на нее сажают, как на иглу, из-за нее враждуют, с ее помощью вести войну. Основное: нефть имеется в виду — не только как средство дохода, но и как источник, обстоятельство раздоров и войн… другими словами сказать, снова же, возможно о ценности информации, инфовойнах, информации как оружии, как товаре и как наркотике»”, – вот уж воистину легла тема на сердце.
А мне не легла. Ну ни в какую! Попытаюсь растолковать собственную позицию, сохраняя надежду, что она откроет многим читателям уникальное направление для приложения собственных мыслей.
Снаружи, всё как раз так, как говорит Настя, и, возможно, задумывали тему организаторы мероприятия из “Формата А3”: информация – это и война, и игла, и источник дохода. И – да, этим она похожа на нефть. Но, в равной степени – и на лес, и на уголь, и на машины, и на золото, и на медь, и на смартфоны с планшетами и т.д. В случае если разглядывать данные как любой товар, тогда – да, сравнение с нефтью оправдано.
Мне, все же, думается, что изначально в максиму “Информация – нефть XXI века” вкладывался пара другой суть. Нефть как знак ГЛАВНОГО ИСТОЧНИКА ОБОГАЩЕНИЯ. Эдакий ТОВАР ВСЕХ ТОВАРОВ. Тот, кто торгует нефтью, тот хозяин мира. Не просто так через призму нефти возможно разглядеть всю историю XX века, начиная с похождений английского финансиста Уильяма Нокса д’Арси в Персии (об этом я писал в “Американской мулете“) и заканчивая современной оккупацией Ирака.
Нефть, но, при всем собственном глубоком символизме владеет приземленным качеством: это самый обычный материальный товар! Что обменивают на деньги. Логика прозрачна: чем больше мы произведем нефти, тем больше ее реализуем, тем больше получим. Так трудятся все товарные цепочки в классическом мире.
А сейчас заберите и взглянуть на данные. Два главных момента: во-первых, между ее ценностью и объёмом информации нет никакой связи. Скажем, тонна нефти стоит дешевле, чем две тонны нефти. А вот мегабайт информации не обязательно стоит меньше, чем гигабайт информации. Очень часто бывает, что мегабайт определенной информации стоит в сто тысяч раз дороже, чем гигабайт ненужного инфошлака.
Во-вторых, информация сама по себе ничего не следует. Стоят только коннотации, каковые определенная информация имеет в реальности. Другими словами: мы не реализовываем данные, а реализовываем потенциальную сообщение данной информации с прагматикой жизни. Человек изучил некую данные и отправился функционировать: получать деньги на стороне, применяя полученные сведения.
До сих пор я разглядывал только самый личный и, к тому же, еще и самый редкий вариант монетизации информации: прямую продажу. Полагаю, что изначально в тезисе “Информация – нефть XXI века” имелся в виду совершено другой подход – тот, что связывает данные со СМИ, с вещанием – будь то текстуальным, голосовым либо визуальным.
“Информация как хлеб СМИ” из аналогии с нефтью выпадает уже полностью: СМИ монетизируют не саму данные, а собственную популярность. Вы имеете возможность создать превосходнейшую газету (издание, портал, радиостанцию), которую наполните тоннами самой роскошной и отборной информации, но не получите на проекте ни копейки! Из-за чего? По причине того, что ваше СМИ никому не известно, не популярно, маргинально и по большому счету теряется на бескрайних просторах конкурентного поля.
Имеете возможность представить себе что-то подобное при с нефтью? Другими словами у вас имеется 100 тысячь киллограм отборной нефти, и вы не имеете возможность ее никуда пристроить. Сидите не нефти и не понимаете, что с ней делать ?? Это кроме того не безрадосно – это клинично. Тогда как обстановка, обрисованная абзацем выше, случается на каждом шагу. Причем, дело в том месте не в качестве информации (чистая нефть – нечистая нефть), в частности в совсем сторонних факторах, конкретно к информации (нефти) отношения не имеющих (популярность вашего СМИ). Информация шикарная, а вы все еще не в белом фраке: из-за чего так несправедливо? По причине того, что информация сама по себе не есть товаром – с этого мы начинали разговор.
Наконец, самое основное: любой товар (и нефть – не исключение) для превращения его в деньги требует экстериоризации. В том смысле, что его необходимо извлечь на свет божий: выложить на прилавок, выставить на биржевые торги, отнести в комиссионный магазин, красиво подать на витрине. С информацией – всё с точность до напротив! Чем меньше полезная информация экспонирована (выставлена напоказ), тем она полезнее! Чем больше информация обнажена, тем она посильнее дисконтирована. То же относится и к репликации: 20 тысяч долларов платят папарацци лишь за оригинал фотографии обнажённой Леди Гага. По окончании того как фотография украсит журнальную страницу, цена ей – пятак в базарный сутки.
С учетом того, как реально монетизируется и дисконтируется информация в наши дни, возможно смело выдвигать другой тезис: “Информация – антинефть XXI века”. Стремясь получить на нефти, ее предлагают миру. Стремясь получить на информации, ее скрывают от мира!
Последняя фраза – моя основная мысль, которая связана с ролью информацией Сейчас. Самая полезная информация – та, о которой только бог ведает. Бесценная информация – та, которую, не считая тебя, не знает никто. Получить на информации огромные состояния возможно, только интенсивно изымая ее из оборота, скрывая ее от посторонних глаз, эгоистично собирая ее по сусекам и мировым закоулкам, обрабатывая, разбирая и защищая за семью печатями.
Ну, и какая же это нефть?! Антинефть и имеется.
Похоже, найдется у меня, что поведать читателям кроме того и по заданной теме на встрече в клубе “Формат А3” ??