“В то время, когда умирают тираны, в первоначальный момент наступает замешательство: вероятно ли это, неужто и они складываются из смертных молекул?”
Это сообщено про человека, не про компанию. Но эти слова приходят на ум, в то время, когда выясняешь о продаже ли Nokia «Майкрософту» либо о произошедшем этой ночью. А минувшей ночью BlackBerry, в беззаботном прошлом узнаваемая под именем Research In Motion, умерла : дано согласие на предложение группы частных инвесторов продаться за забавные 9 долларов на акцию либо, что то же самое, чуть меньше чем за $5 млрд.
Были ли Nokia и BlackBerry тиранами? О, были, непременно! Мне не довелось пользоваться «ежевикой» повседневно, но «Нокии» в её лучших формах я напробовался вдосталь — и пускай не разрешат соврать знатоки, в том месте имеется о чём отыскать в памяти: собственная — улучшенная, а потому несовместимая! — Java, собственный огромный убогий разъём для зарядки и «наушников», тупое нежелание хотя бы выглянуть за комфортный обжитой мирок сотовых телефонов, прислушаться к пользователям. Всё это поставило крест на компании, ещё сравнительно не так давно правившей миром несложных мобильников.
С BlackBerry всё в точности так же, разве что вместо финского упрямства трудилась канадская гордость, а место мобильных телефонов занимали интернет-ориентированные мобильные устройства. BlackBerry, тупо «ставившая» на клавиатуру, не хотела подмечать происходящего около, пользователь существовал для неё лишь в форме клиента, единственным разрешённым действием которого было извлечение бабла из казавшегося глубоким кармана. Сейчас мы замечаем закономерный финал.
В числе последних манёвров Blackberry — новый смартфон, ещё одна серия массовых увольнений (каждый третий) и списание практически миллиарда долларов.
Шесть лет назад они правили мобильным миром, практически. Сорокапроцентная часть мирового рынка мобильников у Nokia, практически четверть рынка смартфонов-коммуникаторов у RIM (и добрая половина самого полезного, самого финансового делового сегмента Северной Америки): они не опасались ни чёрта, ни всевышнего, полагая, что так будет неизменно. И в то время, когда с началом второго десятилетия земля начала уходить из-под ног, не верили всё равняется, как не верил и практически никто из обывателей. Мне довелось проследить падение RIM фактически полностью, от первых тревожных звоночков в 2011-м, в то время, когда её потеснил из Америки iPhone («Куда движется RIM и какое количество ей отпущено?»), через первую панику, в то время, когда взбунтовавшаяся «команда» послала за борт сперва одного, а позже и второго капитана («какое количество осталось в баках RIM?»), и до сегодняшнего утра, в то время, когда в летописи некогда богатейшей технологической компании Канады практически поставлена точка.
Факты несложны. BlackBerry/RIM, в лучшие времена стоившая под восемьдесят миллиардов долларов, дала формальное согласие на выкуп себя всего за $4,7 млрд группе частных инвесторов, возглавляемой Fairfax Financial Holdings ЛТД. (канадский страховщик) и лично её CEO Премом Ватсой. Сюрпризом это не стало. Ещё в августе BlackBerry была официально выставлена на имя и продажу Ватсы (наибольшего акционера RIM, до того сидевшего в совете директоров компании и сдавшего пост, дабы устранить последнее препятствие к сделке) фигурировало в перечне вероятных клиентов (см. «До свидания, BlackBerry, и — прощай?»). Сюрпризом стала сумма.
«iPhone? Ещё одна игрушка!»
Свободную оценку совершили в далеком прошлом, но до последнего момента никто не верил, что самый успешный высокотехнологический игрок Канады, обладатель умопомрачительного патентного портфеля (как-никак, собственными руками заложил фундамент беспроводных персональных коммуникаций!), уйдёт за такую забавную сумму. Увы, нехорошее подтвердилось: реализовываемая дешевле кроме того рыночной стоимости (бумаги BlacBberry ещё пару дней назад шли на бирже практически по $11), меньше чем за одну пятую собственных годовых продаж, как будто бы отживший век хлам, BlackBerry стала самым недорогим продуктом в собственной весовой категории на рынке высоких разработок за все времена. Так как и $4,7 млрд — лишь только номинал: у компании накоплено ценных бумаг и налички на $2,8 млрд, так что практически её реализовывают меньше чем за два миллиарда.
По большому счету, сделка ещё не парафирована, и в следующие полтора месяца может найтись второй, более щедрый клиент, равно как и всплыть значительные события, каковые помешают продаже. Но ни в то ни в второе опять-таки никто не верит. Так как клиента Торстен Хайнс и Ко., заручившиеся помощью авторитетных консультантов (JP Morgan Chase и др.), ищут не семь дней а также не месяц, а больше года. Конечно, мы знаем об этом лишь по слухам, но иного не приходится и ожидать, по причине того, что в мире громадного бизнеса действует простое твёрдое правило: если вы определили о сделке до её заключения – значит, она не состоится (в противном случае говоря, секретность безотносительная). Помимо этого, о привлекательности BlackBerry для клиентов, о вере в неё прекрасно говорит и таковой факт: среди инвесторов, собранных Ватсом, отсутствует Майк Лазаридис — основатель RIM, обладающий приблизительно 5% акций компании. Похоже, кроме того Лазаридис счёл предложенную цену хорошей и сейчас с наслаждением обналичит накопления.
Главной фигурой в судьбе Blackberry сейчас делается 63-летний Ватса. Его именуют «канадским Баффетом» за твёрдый, авторитарный стиль ведения дел: он постоянно следует собственному видению, не слушая никого и ничего не опасаясь, – и, действуя так, очень удачно прошёл через бурные “нулевые”, в частности, нажив миллиарды на кризисе финиша десятилетия. С позиций канадских правительства, он совершенная кандидатура на роль нового хозяина «Ежевики», потому, что BlackBerry была и остаётся национальной иконой и чужестранцам её вряд ли бы отдали. Но что собирается делать он? Свидетельствует ли его приход финиш истории BlackBerry? И да, и нет.
Для обывателей BlackBerry отныне не существует. В пятницу компания объявила, что собирается уйти из гиперконкурентного консьюмерского сегмента и сосредоточиться на сегменте деловом: бизнесе, госучреждениях, военных организациях и т. п. Это в точности сходится с замыслом Ватсы. Так, для делового мира BlackBerry не провалится сквозь землю. Но давайте начистоту: что для того чтобы может «ежевика», чего не смогут Android и iOS? Имеется ли суть вашей компании, вашему работодателю цепляться за прошлое?
Ну и не откажите себе в наслаждении посмотреть назад. Мобильный ландшафт изменился неузнаваемо! Гиганты прошлого — Palm, Motorola, Nokia, Blackberry — остались лишь торговыми марками. На очереди новые имена, новые разработки, новые надежды. Нам ли печалиться?
Цитата в начале забрана из книги «Берлин, май 1945: записки армейского переводчика» Елены Ржевской.