Amiga: обогнавшая своё время и застывшая в безвременьи

Лавина материалов, посвящённых так и не закатившейся совсем звезде ZX Spectrum, заставляет отыскать в памяти другую компьютерную марку – Commodore Amiga. В случае если “Спектрум” – пример демократичности, то Amiga, не обращая внимания на игривое наименование (“Подружка” на испанском), как раз-таки аристократ. Технологически Amiga очень сильно обогнала собственное время, и это вызвало её фактического провала. Но, как и при с ZX Spectrum, появлявшись на краю небосвода, Amiga упрямо не хочет кануть в Лету. На конец этого года намечен… А но, давайте обо всём по порядку.

Итак, Amiga – проблемное детище известного разработчика микросхем Джея Майнера (Jay Miner), бывшего сотрудника компании Atari. Из Atari Майнер ушёл в начале 1980-х – тогда же, фактически говоря, оттуда ушли и многие другие разработчики: через чур затхлой стала воздух в компании, где власть захватили управленцы в пиджаках, а основателя – Нолана Бушнелла – выставили вон.

Джей Майнер (1932-1994).

У Майнера и кроме взаимонепонимания с руководством был достаточно ощутимый предлог уйти на свободные хлеба: он был одержим идеей шестнадцатибитного компьютера, тогда как Atari в то время господствовала в восьмибитной нише и вылезать из неё не планировала. Управление компании посчитало, что время для шестнадцатибитных автомобилей ещё не пришло, да и жалко было тратить деньги на “безумного идею”. Майнер ахнул дверью.

Пара вторых уроженцев Atari потом основали известную сейчас компанию Activision и обратились к Майнеру с предложением сделать игровую консоль, которая “ушьёт” всех соперников. Майнеру эта мысль не весьма нравилась – он желал как раз компьютер, но в итоге он со собственными соратниками решил пойти кружным подкопом: формально он разрабатывал как раз игровую консоль, но такую, дабы её “лёгким перемещением” возможно было перевоплотить в полноценный компьютер.

Тут – и кстати, и некстати – произошёл кризис видеоигровой отрасли 1983 года, так что Майнеру уже нет ничего, что мешало завершать проект, уже как было задумано изначально. Ничто, не считая недочёта денег.

На помощь, по окончании продолжительных и драматичных пертурбаций, пришла компания Commodore, выкупившая Amiga Corporation со всеми потрохами.

В 1985 году новая чудо-машина – Amiga 1000 – заметила свет. И вот так как злая ирония судьбы: в Atari пологали, что для шестнадцатибитных компьютеров время ещё не пришло (исходя из этого не желали связываться с проектом), и в итоге Amiga 1000 вправду значительно опередила собственное время, фактически во всем “уделывая” соперников.

Amiga 1000.

Самый замечательный в то время процессор – Motorola 68 000, системная логика с отдельными процессорами для работы с аудио и видео, с качеством, беспрецедентным кроме того для того ценового диапазона, в котором пребывала Amiga 1000 (а стоила она в ту пору 1 500 американских долларов, другими словами совсем много для домашнего компьютера). Наконец, ОС с помощью многозадачности – в то время что-то из области “так не бывает”.

В следствии Amiga получила успех не только среди зажиточных людей, талантливых позволить себе дорогостоящий и замечательный домашний компьютер (бесплатно что Commodore изначально его позиционировал как компьютер для бизнеса), но и у жёстких специалистов, трудившихся с графикой и видео, – думается, это первенствовал бытовой ПК, на котором возможно было монтировать видео…

…И трудиться с трёхмерной графикой. Именно на Amiga зародились такие пакеты, как LightWave 3D и Aladding 4D. Оба продолжают в полной мере хорошо существовать, кстати, не смотря на то, что, само собой разумеется, пользуются уже куда меньшей популярностью, чем нынешние отраслевые стандарты. Но, думается, все современные 3D-пакеты поддерживают импорт из LightWave 3D.

Amiga OS 4.

Тогда как Amiga 1000 и её наследники до Amiga 4000Т включительно (1994 год) были воистину “монстрами”, куда громадным успехом пользовались бюджетные варианты Amiga 500 и Amiga 1200.

Пик популярности пришёлся на начало 1990-х, но закончился весьма скоро – вместе с компанией Commodore, обанкротившейся в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Её активы перекупила германская компания Escom, создавшая дочернюю компанию Amiga Technologies, которая выпустила последнюю “настоящую” Amiga 4000T на базе процессора Motorola 68060. В 97-м году и Escom вылетел в трубу, а бренд Amiga перешёл во временное, как выяснилось, владение Gateway 2000. Управление Gateway продолжительно говорило о грандиозных замыслах довольно Amiga, а после этого, в 2000 году, реализовала его, так и не выпустив никакой новой продукции. Наряду с этим у Gateway осталось пара патентов на разработки Amiga.

Появившаяся потом компания Amiga Inc. выписала производителям компьютеров Eyetech Group и A-Eon Technology право на выпуск новых компьютеров под брэндом AmigaOne – это были уже автомобили на базе PowerPC. Особенной популярностью они не пользовались.

Казалось бы, вот и финиш фильма. Оказалось, что нет. Amiga Inc. внесла предложение бельгийской корпорации Hyperion Entertainment, которая сначала специализировалась на портировании игр для Windows на Amiga, Mac и Linux, заняться разработками ОС Amiga OS 4, за что та и взялась.

Это привело ко множеству последующих судов и скандалов, но в 2009 году Hyperion и Amiga Inc., думается, совсем договорились о распределении прав.

А Amiga OS 4 существует (на данный момент поддерживаются лишь процессоры PowerPC) – последний стабильный релиз состоялся, вы не поверите, 30 апреля 2010 года. “Жизнь по окончании смерти” затянулась.

И угрожает затянуться ещё продолжительнее: в 2009 году Hyperion Entertainment и компания A-Eon Technology заявили о заключении стратегической сделки, нацеленной на создание принципиально нового компьютера под брэндом Amiga – AmigaOne X1000, что будет трудиться под управлением Amiga OS 4.

Заявленные системные требования выглядят в полной мере презентабельно для нынешних времён: процессор PA Semi Dual-core PA6T-1682M, 2,0 ГГц номинально (1,8 ГГц стандарт) PowerISA™ v2.04+; особый сопроцессор “Xena” 500 МГц XMOS XS1-L2 124.

Видеокарта ATI Radeon R700, 2 Гбайта оперативной памяти, 500-Гбайтный жёсткий диск, 7.1-канальное HD-аудио. И какое-то сумасшедшее количество разъёмов – одних лишь USB будет 10 штук.

В Рунете, где, казалось бы, Amiga далеко не так прекрасно известна, как тот же “Спектрум”, к примеру, кроме того имеется собственный “Информационный центр Амига” – Amiga.org.ru, очень деятельно обновляющийся.

К сожалению, не весьма ясно, на что рассчитывают создатели новой “Амиги”. На ностальгирующих? – да так ли их большое количество, дабы окупить затраты на создание нового компьютера? В массовом сознании, думается, в далеком прошлом остались лишь PC и Mac, а что сверх того, так от лукавого. Кто будет писать софт для данной платформы? Без него её существование будет тщетным…

Но почему-то – совсем иррациональным образом – хочется захотеть воскресателям “Амиги” успеха и удачи.

время и Пространство. Что это такое? Квантовая физика, космос, Вселенная 02.10.2017


Похожие статьи: