До прошлого дня на вопрос, сколько заберёт создание фактически пригодного робокара — автомобиля, талантливого рулить самостоятельно (то, что в британском именуется self-driving car), — стандартным ответом было: семь лет! В лучше случаем к 2020-му аналитики сохраняют надежду заметить робокары на том же месте в авторейтингах, где сейчас обитают гибриды, другими словами уже не экзотика, но ещё и не ширпотреб. Производители на данный счёт всё больше отмалчиваются: многие лишь к 2020-му сохраняют надежду выпустить первые самоуправляемые модели.
Так вот, вам будет приятно выяснить, что практически за прошедшие 24 часа срок сократился больше чем в два раза. В «гонку» включился новый участник, известный как собственной нетерпеливостью, так и столь же впечатляющими удачами на поприще высоких разработок. На его счету орбитальный грузовик, масштабная сеть персональных солнечных электростанций, первый коммерчески успешный массовый электромобиль — в общем, в представлении он не испытывает недостаток. День назад Элон Маск официально подтвердил, что Tesla Motors приступила к созданию самоуправляемого авто. И сделать работу обещает всего за три года. Но как именно, в случае если другие просят на то же самое чуть не десять лет? Имеется одна тонкость…
Парк-помощники не так долго осталось ждать станут такими же привычными, как и круиз-контроль. «Мерседесы» S-класса уже сами стоят в пробках, а роботизированные Nissan Leaf рассекают по сымитированным муниципальным улицам. Что сказать о робокарах Гугл! Вот лишь дороги не везде ровные, да и на символы в некоторых государствах не достаточно железа…
О том, как обстоят дела в робоавто-сегменте, обращение шла совсем сравнительно не так давно (см. «Безопасность в первую очередь»). С того времени глобально ничего не изменилось, фаворитом де-факто всё так же остаётся Гугл, чьи машины накатали уже более полумиллиона безаварийных километров по настоящим автострадам. Но кроме того Гугл не информирует текущего статуса проекта — а сторонние наблюдатели отмечают, что основная неприятность для неё не столько дороги, сколько до сих пор не нашедшийся главный партнёр, что взялся бы поставить гугловскую технику в собственные авто. Неприятность весьма важна: в случае если раньше никто не сомневался, что поисковый гигант не возьмётся строить собственный автомобиль, то на данный момент пополз слушок (и помой-му кроме того имеется утечки), что Гугл отчаялась и собирается строить машину сама (правильнее, спроектировать; яркое производство поручат нанятому вендору наподобие Continental).
Но отчего же производители машин не хотят сотрудничать с Гугл — которая добилась очевидных удач на поприще автомобильного автопилотирования? (А среди её вероятных партнёров фигурировала и Tesla Motors: представьте, какой превосходный оказался бы дуэт!) Обстоятельством, по которой Гугл не имеет возможности отыскать неспециализированного языка с вендорами, и а также с Маском, стало, как полагают кое-какие, расхождение во взорах на малого деталь: обязан ли автомобиль быть автоматическим либо автоматизированным.
Технарь заметит отличие между этими помой-му аналогичными терминами: непроизвольный механизм — значит, стопроцентно независимый, не требующий вмешательства человека. Таковы гуглокары с интернет-соединением, таковы трудящиеся без выхода в интернет экспериментальные робокары Nissan. Но автоматизированный — значит, оставляющий некую часть функций человеку и дробящий с ним ответственность за последствия. Мелочь? Да, для аутсайдера. Но для конструкторов робокара мелочей, как видно, не существует.
Так что Маск будет строить робокар без привлечения сторонних наработок, сам — и это возможно осознавать практически: команда инженеров, которую на данный момент формируют (имеется вакансии, пишите: autopilot [@] teslamotors.com), будет подотчётна лично Элону. Механическая часть в далеком прошлом отлажена а также бьёт рекорды безопасности. Остаётся сконструировать «глаза» и «мозг». Подробностей, по обыкновению, мало: Маск предпочитает недоговаривать, оставляя простор для фантазии, вместе с тем и избавляя себя от постоянного контроля СМИ на соответствие обещанного достигнутому. Этой ночью он пояснил в собственном “Твиттере”, что речь заходит о нескольких встроенных камерах, снабжающих круговой обзор, и хорошем радаре (не лазерном), плюс многогранной обработке изображений.
Ну а уложиться в три года удастся вследствие того что, в отличие от автоматических соперников, робокар Tesla будет автоматизированным. Солидную часть пути он будет рулить сам, но в оставшиеся 60 секунд человеку нужно будет взяться за баранку и рычаги. Маск уверен, что постройка автоматического робоавто через чур амбициозна и граничит с невыполнимостью. Математически обрисовать прохождение некоторых этапов пути (Элон не уточняет, каких как раз, но русскому автомобилисту растолковывать и не требуется) будет, цитирую, «поразительно сложно». Вот из-за чего соперники, дающие слово «полный автомат» (Nissan, пару дней назад подтвердившая собственные замыслы, Mercedes-Benz и др.), именуют в качестве срока реализации надёжные даты: согласитесь, давать слово что-то на 2020-й год, в то время, когда ИТ-индустрия преображается до неузнаваемости каждую пятилетку, это всё равняется что не давать слово ничего.
Говорят, с Маском непросто трудиться. Сотрудники делятся для него на тех, кто оптимален, и тех, кто оптимален не хватает. Последствия легко предугадать.
Но пунктик отличия «непроизвольный — автоматизированный» ответствен не только в смысле разработок, но и в смысле права. Опытные люди, цитируемые солидными изданиями (Financial Times, Businessweek и т. п.), утверждают, что Маск и автовендоры побаиваются сотрудничать с Google не столько из-за опасений неосуществимости идеи автомобильного автопилота, сколько из-за появляющихся тут правовых коллизий. Кто будет виноват, в случае если робокар собьёт человека, попадёт в аварию? Ответы «никто» либо «компьютер» вендоров, конечно, не устраивают: виновник найдётся в обязательном порядке, и вероятнее, получается, им будет производитель. Но это ещё в случае если робокар возьмёт разрешение выйти на дорогу, что также до тех пор пока совсем не факт.
А вот в случае если автомобиль только автоматизирован, то ответственность будет нести человек за рулём, и шансов быть одобренным транспортными регуляторами у для того чтобы авто больше. Действительно, придётся оставить идею совсем не наблюдать на дорогу. (Та же Nissan заливается соловьём: «Неинтересные и непродуктивные поездки останутся в прошлом!») Ну так что ж, желающие смогут потерпеть до 2020-го ;-).