Данной ночью я наблюдал «Голограмму для короля» — и до сих пор под впечатлением. Не зная ничего о фильме, доверившись только мысли, что два Тома — Тыквер («Беги, Лола, беги», «Облачный атлас») и Хэнкс — не смогут облажаться, я был совсем не готов к тому, что заметил. Фильм сильный, радостный, прекрасный, на сто процентов искренний, правильный — и так же провокационный. Провокационный в хорошем смысле, но людей приговаривали к смертной казни и за меньшее. Так что я настоятельно советую его к просмотру, и — не просматривайте про него ничего, пускай и для вас он станет неожиданностью. Фактически потому я его тут и отыскал в памяти: рассказ сейчас отправится о втором, но также мало кем ожидавшемся и также однако для многих (но не для всех!) приятном.
Так вот, к теме. За последние семь дней аналитики подвели итоги работы музыкального рынка в 2015-м и нашли сюрприз. Глобальная выручка выросла приблизительно на 3% год к году. Мелочь, пустяк, если не знать, что это первый год с хорошей динамикой с конца 90-х!
Вы имеете возможность представить себе, сколько всего произошло за данный период? MP3, файлообменные сети, интернет-пиратство, стриминг (он же потоковое вещание, попросту: возможность слушать музыку без скачивания файла полностью — так устроено интернет-радио и по большому счету все «облачные» аудиосервисы)… Возможно сообщить, музыка пережила второе рождение, отвязавшись от материальных носителей — каковые сейчас составляют только треть в общей массе продаж. Но первый практически за два десятилетия аптик свидетельствует и ещё о кое о чём: о надвигающейся а также уже происходящей новой перестройке. Нам, ещё не успевшим отдохнуть от нулевых, предстоит новая встряска: замена скачиваемой музыки на потоковую. На тот самый стриминг.
Осознайте меня верно, я не желаю заявить, что потоки изобрели лишь день назад. Я смотрю за цифровым звуком со второй половины 90-х и свидетельствую, что о потоковом вещании говорили большое количество уже в начале нулевых. Сказать-то говорили, но никто и ни при каких обстоятельствах не придавал ему громадного значения. В сравнении с «мпегами» стриминг всегда был только бедным, бледным родственником: через чур уж очень многое требуется слушателю поменять!
Стив Джобс не изобрёл ни мпеги, ни цифровой плеер. Но он сумел уговорить директоров наибольших звукоиздательских компаний издать большую часть принадлежащей им музыки в цифровых файлах. И тем самым открыл легальный рынок скачиваемой музыки.
Возможно ли переоценить влияние, которое оказали на музыкальный рынок мпеги? Ни при каких обстоятельствах ещё не было так музыку, ни при каких обстоятельствах в распоряжении меломанов не было фонотек таких такого качества и объёмов, ни при каких обстоятельствах не было возможности копировать звук так легко и без утрат! Мпег стал революционной новинкой — и ничего необычного, что звукоиздатели встретили его в штыки, судились направо и налево, со всеми, от авторов P2P сетей до производителей MP3-плееров. Не следует их винить, мы все пугаемся нового, а издатели к тому же были правы в собственных опасениях: ударив по закостеневшей индустрии, мпеги за полтора десятилетия сократили выручку звукозаписывающих компаний фактически в два раза, с 29 млд дол в конце 90-х до 15 в 2014-м.
Но как раз скачиваемая музыка, ударив по издателям, стала для них и опорой в тяжёлые времена. Поставив её на легальные рельсы — тут направляться сообщить благодарю в первую очередь Джобсу, подарившему миру не столько iPod, сколько магазин iTunes — они взяли продукт, продажи которого росли и росли прекрасно, достигнув в 2012-м пика в 4 млрд. долларов. Львиная часть данной выручки генерировалась (и генерируется до сих пор) всё тем же iTunes: грубо, три из четырёх скачиваемых композиций продаются этим магазином.
Мелочью, которой вначале не придали значения, стало то, что 2012-й был лучшим годом для скачиваемой музыки. Затем её продажи направились вниз с ускорением: в прошедшем сезоне они утратили уже 16%, в этом, как ожидается, просядут на треть. И без того потом, по нисходящей, пока в 2020-м не окажутся на уровне сотен миллионов долларов всего, поставив под вопрос саму целесообразность продажи MP3 файлов. Как такое имело возможность произойти? Вините стриминг!
Повторюсь, потоки были актуальной темой уже пятнадцать лет назад, но никто не верил, что они так не так долго осталось ждать и без того очень сильно повлияют на рынок музыки. Помогло и более стремительное, чем ожидалось, распространение скоростного интернета по планете, и более лёгкая, чем ожидалась, смена настроений потребителей, а также стремительный рост вычислительных мощностей мобильных цифровых устройств. В любом случае вот итог: в прошедшем сезоне выручка от аудиопотоков практически сравнялась с выручкой от мпегов и как раз потоки стали главным драйвером музыкальной индустрии, обеспечив ей первый за много лет прирост. В следующие пять лет случится смена не только выговоров, но и мест: стриминг станет основным источником дохода, скачиваемые файлы скатятся в том направлении, где стриминг когда-то пребывал, а тем, кто мыслит ветхими категориями, нужно будет переучиваться против собственного жажды.
Отжившее. Аудиоджек также не вечен, на него уже покушаются. Это но, тема для отдельного беседы.
Переход от файлов к потокам не будет ни лёгким, ни несложным. Он предполагает и потребует нескольких радикальных трансформаций на всём протяжении фронта, от несложных потребителей до продавцов и композиторов. В первую очередь обращение об отказе от обладания музыкой. Правила Apple Music, Spotify, Tidal и других потоковых сервисов приблизительно однообразны: вы имеете доступ к собственной фонотеке лишь до тех пор пока оплачиваете подписку, но прекратите её платить и ваши права аннулируются. Это принципиальное отличие от физических носителей а также мпегов — каковые возможно было хранить, на полке либо твёрдом диске, всегда. Практика, но, говорит о том, что новому поколению меломанов инстинкт «стяжательства» чужд; «старикам» остаётся подтянуться.
Потом, потоки обещают совсем изгладить из памяти меломанов понятие музыкального альбома. Альбом был фундаментальной категорией в музыке в течении практически целого столетия, но уже мпеги поставили его под сомнение (брать музыку отдельными треками выяснилось дешевле), в потоковую же эру суть насильно увязывать приятель с дружкой композиции и вовсе размывается до незаметного. И это нехорошая новость для мелких студий и музыкантов, по причине того, что обещает уменьшит их и без того хиреющие доходы: плохие треки более не удастся реализовывать в нагрузку к шлягерам.
Усыхающие доходы правообладателей и музыкантов — третья громадная угроза стриминга. В потоковых сервисах слушатель «берёт музыку оптом»: оплачивает ежемесячную подписку и может слушать что и какое количество угодно. Мпеги сделали музыку неординарно недорогой, потоки делают её недорогой фантастически. И тот факт, что девять из десяти потребителей потоковой музыки сейчас за неё не платят вовсе (по крайней мере не платят прямо: вместо платной подписки в Apple Music и ей аналогичных, они пользуются спонсируемыми рекламой сервисами а-ля YouTube), только усугубляет проблему.
Прогнозы сейчас звучат воистину апокалиптически. Аналитики предрекают, к примеру, что в следующие пять лет Apple — наибольший продавец скачиваемой музыки на планете — предпочтёт закрыть iTunes, другими словами отдел MP3 файлов. Ей попросту невыгодно будет копаться с устаревшим морально форматом! И хоть компания уже опровергла данный прогноз, кривые продаж его подтверждают. А музыкантам-одиночкам, возможно, нужно будет зарабатывать концертами: потоки прокормить их не смогут.
Поразительно, действительно, как, сделав полный оборот, колесо истории привело нас к тому же, с чего когда-то всё и начиналось: концертный зал, человек на сцене, живая музыка, общение лицом к лицу. Сообщите, не хорошо?
P.S. В статье использованы иллюстрации Frank Guido, JrGMontero.