Роботы «приелись». Пускай они пока не разгуливают по улицам, но уже убираются в доме, трудятся на конвейере, готовятся покорять дороги: их стало через чур много, дабы они были увлекательны обывателю. Но время от времени — случается, и тема, посвящённая роботам, внезапно собирает миллионы «лайков». Таким стал опубликованный пару дней назад отчёт коллектива из Стэнфорда, посвящённый превосходной теме: стесняется ли человек касаться электромеханических ассистентов? Историю пересказали много, тысячи раз! И как водится, публика осознала всё по-своему. Но за шутками в духе «снятся ли людям электронные попы?» потерялся верный вопрос. Тот самый, что вынесен сейчас в заголовок.
Фактически опыт, совершённый учёными, несложен до забавного. Собрали группу студентов-добровольцев обоих полов и по одному запускали в тесную комнатку, где подопытный выяснялся «лицом к лицу» с маленьким антропоморфным роботом (серийный Nao от французской Aldebaran Robotics: полметра в высоту, руки-ноги-голова, умение сказать и, что принципиально важно, жестикулировать; половые показатели отсутствуют, но голос женский). Робот просил человека о некоторых вещах, причём принципиально важно знать, что подлинную цель опыта человеку не информировали: реакция должна была быть «чистой».
Так вот Nao просил вначале указать на, а позже и дотронуться до определённых частей собственного тела. Фишка в том, что за руками-ногами-головой следовали глаза, грудь, внутренняя поверхность «бёдер», а позже и, так сообщить, область гениталий. К руке человека крепился сенсор, оценивавший электрическое сопротивление кожи: в случае если подопытный испытывал эмоциональное возбуждение, сопротивление выдавало это кроме его жажды.
«Потрогай меня в том месте!».
И выяснилась любопытная вещь. В случае если прикосновения к территориям, как их именуют учёные, «высокой доступности» — руки-ноги и другое — не сопровождалось чувствами, то касаясь территорий «доступности низкой» участники опыта демонстрировали явное беспокойство. Обращение не идёт как раз о сексуальном возбуждении: под возбуждением эмоциональным понимается по большому счету каждая сильная эмоциональная реакция. Но и сексуальное, если оно было, проявлялось так же. Подопытные, грубо говоря, потели, а ещё демонстрировали заметную задержку: просьба коснуться робота «в том месте» была для них неожиданной, приводила к секундному ступору, заставляла мяться.
К сожалению, большая часть комментариев на эту работу свелись к наивному «по ребятам плачет «игнобель». Этого возможно было ожидать. Изучение, распознавшее, что человек стесняется человекоподобных автомобилей, должно было стать предметом шуток. Но принципиально важно не утратить нить, ухваченную тут исследователями.
Что именно продемонстрировал данный опыт? Что мы принимаем машины по-животному, инстинктивно. Принимай мы их разумом — осознавай, что перед нами всего лишь комплект подробностей, соединённых и запрограммированных так, дабы имитировать человеческое существо — никакой потливости и задержки не было бы. Никто не потеет, в то время, когда жамкает кнопку на пылесосе, в этот самый момент — как следует — обстановка та же самая. Вот лишь мы, как выяснилось, принимаем роботов не умом, а инстинктами: подсознательно квалифицируем человекоподобный объект как человека либо минимум как живое существо. И это определённым образом модулирует отечественную реакцию.
Рисованная либо нет, эта модель вызывает у мужчин на заднем замысле не только эстетическое наслаждение. А у вас? (Кадр из рекламы машин Kia).
Для чего по большому счету это необходимо знать? Дабы возможно было утверждать: роботы способны провоцировать в человеке переживания, характерные контакту с живым существом. И как минимум это указывает, что в скором времени, в то время, когда электронное племя умножится и социализируется, конструкторам нужно будет учитывать это при внешности и проектировании интерфейса. Грубо говоря, избегать форм, напоминающих половые показатели, размещать элементы управления в территориях «высокой доступности» и т.п. Не смотря на то, что просматривается и возможность для индустрии взрослых развлечений, к примеру: раз сейчас доказано, что роботы воспринимаются как живые, этим возможно и необходимо воспользоваться для монетизации соответствующих переживаний.
Всё это, повторюсь, очевидное. Но имеется и второй, незамеченный, глубинный суть. Его вскрыли эксперты-робототехники, комментировавшие изучение. Сущность: потому, что роботы в действительности не люди, то и «больной» реакция на них только временная. Когда мы привыкнем, реакция на электронных антропоморфов станет такой же, как сейчас на пылесос. Логично? В полной мере. Но вот в чём загвоздка: опыт эту идея не подтверждает!
Вспомните опыт, накопленный, например, армейскими, вынужденными довольно часто иметь дело с электромеханическими ассистентами (см. «О людской отношении к роботам»). В случае если кратко: люди скоро и очень сильно привязываются к робоконструкциям, демонстрирующим зачатки интеллекта и выстроенным для помощи человеку. Милые истории о сапёрах, привязавшихся к своим «робосослуживцам» как будто бы к братьям меньшим, противоречат утверждению, что мы будем к роботам привыкать. Уж кому как не сапёру, применяющему «холодную железку» ежедневно, прекратить демонстрировать глупые чувства? А вот отправьтесь вы, никуда эмоции не исчезают а также напротив, крепнут с каждым днём. И совершенно верно так же длящийся поток роликов, запечатлевших приложение к роботам неотёсанной физической силы, порождает ответный неослабевающий поток упрёков: хватит бить автомобили! И большая часть придерживающихся данной позиции вовсе не шутят, не имеют в виду «хватит, пока автомобили не начали бить нас».
А что по поводу таковой модели? («Ex Machina»).
Что всё это значит? Не только то, что реакция на биоподобные механизмы формируется глубже сознательного уровня, но да и то, что в том месте она и остаётся. Отныне и окончательно мы обречены как будто бы глупые животные — кот, играющий с солнечным зайчиком, собака с мячом — быть эмоционально связанными с созданными нами автомобилями. Злиться в ответ на их несообразительность, плакать при поломках, не предполагающих ремонт. Стыдиться, в случае если произойдёт коснуться в «неудобном» месте. И — да, возбуждаться в ответ на характерные перемещения манипуляторов и синтезированную обращение, как возбуждаются, не редкость, те же кот и собака, забавляющиеся с мягкой игрушкой. Такая реакция — животная, глупая — не делает чести нам, «венцу эволюции». Но иначе, в случае если мы ничего не можем с этим сделать, так и расстраиваться незачем?
Раз уж мы обречены искать в автомобилях показатели подобия человеку и живому по большому счету, раз обречены привязываться к ним и реагировать на них, как на живое, будет разумным не ожидать привыкания и уж тем более не пробовать с этим бороться («курс психоанализа для тех, кто стесняется роботов»!). Разумно вписать это в жизнь общества и нашу жизнь так же, как вписали мы «животные» нюансы взаимоотношений «человек-человек», другими словами посредством культуры. Признать, что принуждение по отношению к роботам недопустимо. Нормально относиться к случаям «чрезмерной» привязанности. Не наблюдать косо на тех, кто будет на этом получать: а тут и рободома терпимости, и костюмчики для робопитомцев, и верная дрессура механизмов с элементами ИИ, к примеру. Возможно кроме того наделить автомобили равными с живым правами.
Да, логика против для того чтобы восстаёт: машина была и останется машиной. Но нам — живым, тёплым — от этого по-человечески верного поведения станет легче на душе.
P.S. В статье использована графическая работа Paul Vera-Broadbent.