В гонке за личный космос — прорыв, рекорд! В первый раз личной компании удалось вывести на орбиту (геостационарную!) нужный груз, а позже посадить на собственных же остатках и двигателях горючего самая дорогую часть ракеты — её первую ступень, причём уже летавшую. Самое близкое, что до этого было: Blue Origin с её New Shepard, слетавшим пара раз. Но New Shepard суборбитальный, что упрощает задачу на порядок. Так что сравнивать попросту не с чем. SpaceX совершила революцию.
Следующий этап для неё — дневный промежуток между повторным взлётом и посадкой. И поверьте, я ликую совместно со всеми, считая это началом действительно коммерческой космической эры. В считанные годы орбитальные (как минимум!) грузовые рейсы станут такими дешёвыми, что завсегдатаи, наподобие Boeing и Lockheed Martin (кстати, говорят, никто из них Элона Маска не поздравил), будут вынуждены покинуть космический бизнес, или радикально обновить принципы работы и свой парк.
Но и для SpaceX «билет в яркое будущее» отнюдь не гарантирован. Успешный повторный пуск — лишь первый ход к «недорогому космосу», о котором грезит Маск. И вот какие конкретно неудобные вопросы просматриваются в первую очередь.
1. Из-за чего подготовка к повторному пуску заняла так много времени?
Ступень Falcon 9, которая полетела пару дней назад, в первый раз слетала практически ровно годом ранее, по окончании чего (официально) восемь месяцев лежала в ангаре и ещё четыре месяца её готовили. За данный период были удачно приземлены больше полудюжины первых ступеней! Что SpaceX делала всё это время? В какую сумму обошлась предполётная подготовка? Компания об этом ничего не информирует.
Прекрасно, в случае если работы свелись лишь к проверке систем и узлов. А что, в случае если были заменены какие-то серьёзные части, кроме того двигатели полностью? Конечно, говорить о таком не станут, дабы не портить чувство. SpaceX признала только небольшие недочёты — наподобие обгоревших рулевых гребней, каковые сейчас делают из титаного сплава, а не алюминия, да сгорающей краски.
А ведь цель: 24 часа между стартами и полное отсутствие техобслуживания. Села, заправили, пристыковали новую вторую ступень с нужным грузом, и — обратно в космос! Falcon 9 обязана летать в таком режиме уже к концу этого года. 10 полётов без обслуживания по большому счету, позже, с регулярными минимальными доработками, ещё 90 полётов! Удастся ли?
В самой SpaceX летавшую ракету именуют не «использованной», а «проверенной полётом». Маркетинг, маркетинг и ещё раз он же.
2. Какой в конечном итоге будет цена «повторного» полёта?
В какую сумму обошёлся конкретно данный пуск, SpaceX не разглашает, но бухгалтерия следующих стартов приблизительно известна. Применение летавшей первой ступени разрешает компании сэкономить до трёх четвертей цены всей ракеты. Обтекатель (с маломощными двигателями для коррекции орбиты и управляемым парашютом) кроме этого уже удаётся спасти — это ещё пара миллионов долларов. Однодвижковую вторую ступень приземлять пока не пробовали.
Но скидки для клиентов будут ощутимо меньше. Тем из них, кто разрешит первой ступени возвратиться (дабы она возвратилась, нужный груз должен быть на треть меньше максимального, лишь при таких условиях остатков горючего хватит), копания обещает 30% скидку. Тем, кто готов запустить собственный груз на уже летавшей первой ступени, цену скостят ещё на 10%.
Так, при текущей цене на старт Falcon 9 Full Thrust (последняя модификация, которая сейчас и летает) в 62 млн. американских долларов, кое-какие клиенты вправе рассчитывать на понижение её до 38 миллионов. Ощутимая экономия, но — до тех пор пока ещё через чур далёкая от грезы Маска о стократном удешевлении космических билетов. Дабы космос стал по-настоящему недорогим, нужно будет дождаться конкуренции на рынке многоразовых ракет. А это минимум десятилетие, если не больше. SpaceX шла к собственной мечте пятнадцать лет.
3. Какой будет надёжность сверхтяжёлого грузовика Falcon Heavy?
Составленный из трёх первых ступеней Falcon 9, с подобной однодвижковой второй ступенью, Heavy станет не только самым замечательным ракетоносителем в мире, но и — увы! — самым сложным. Маск уже признал, что разработка его была намного тяжелее, чем ожидали сами конструкторы, логично ожидать сюрпризов и на эксплуатации и этапе обкатки.
Формально Falcon Heavy, старт которого запланирован уже на вторую половину года, устроен и трудится легко. Отработав, сперва отделяются и уходят на посадку две боковых первых ступени Falcon 9 (их планируется брать из уже летавших). Центральная трудится чуть продолжительнее, по окончании чего кроме этого отстёгивается и приземляется собственными силами. Но кроме того без спасения второй ступени это обещает кучу неприятностей.
Дело в первую очередь в том, что по состоянию на данный момент, надёжность Falcon 9 образовывает 94%. Что как словно бы бы близко к легендарной надёжности «Альянса» (97%), если не учитывать того, что «Девятка» до тех пор пока летала всего-то три десятка раз вместо тысячи семисот для отечественной совокупности, и всего один раз повторно.
Но для составленного из трёх свободных первых ступеней Falcon 9 многоразового Falcon Heavy, всё ещё хуже: возможность того, что что-то отправится не так, утраивается, так что теоретическая надёжность получается всего 82%. В противном случае говоря два из каждых десяти стартов будут неудачными — и это, само собой разумеется, скажется как на цене, так и на репутации извозчика.
Сейчас SpaceX деятельно набирает новый персонал. Открыты практически пятьсот вакансий, три четверти которых — для техников и опытных инженеров. Астронавты и космопереселенцы пока не требуются.
4. какое количество будут стоить межпланетные рейсы SpaceX?
Орбита для Элона Маска — всего лишь полустанок. Уже в следующем году он собирается начать возить туристов около Луны, а в том месте и Марс прейдет скоро. Однако здесь остро поднимается вопрос скорости.
Дело в том, что сейчас первая ступень Falcon 9 отделяется при относительно маленьких скоростях, в большинстве случаев около двух километров/с. И цифра эта обусловлена в первую очередь мыслью возможности возврата: остатков горючего должно хватить, дабы погасить скорость и возвратиться в точку старта. В случае если скорость больше, как, к примеру, в 22-й миссии, где разделение случилось приблизительно на 2,5 км/с, ступень уносит на много километров от места взлёта и сажать её приходится на плавающую платформу (да-да, вот для чего в конечном итоге это необходимо!).
А морская платформа — это не только новые риски, но и задержка, поскольку повторно применять ступень возможно будет лишь по окончании доставки её на космодром. Но самое нехорошее, что кроме того она не даёт ответа на вопрос, как SpaceX обеспечит многоразовость (и, значит, низкую цену), в то время, когда её ракеты будут вынуждены летать стремительнее. К примеру, полёт к Марсу требует разгона минимум до 3,5 км/с. какое количество компонентов межпланетного грузовика удастся применять повторно, учитывая это? Не будет необходимо ли изобретать новую разработку вертикальной посадки и как много времени такая разработка заберёт?
Что в итоге? Ясно, из-за чего об этих тонкостях не распространяются. Тем более, что по сути всё это инженерные задачи, другими словами такие, каковые смогут быть решены. Но и списывать их со квитанций не нужно: как раз они в один раз смогут опять поставить SpaceX и лично Элона Маска на грань разорения. Как уже произошло в 2008-м, в то время, когда не желала летать Falcon 1…