В полёт без ограничений: правда ли мобильник опасен для самолёта и можно ли это исправить?

«Дамы и господа, в целях вашей безопасности просим убедиться, что на время взлёта все электронные устройства отключены». Мы так привыкли к данной фразе, что, поднимаясь на борт самолёта, гасим телефоны, планшетки, ноутбуки, плееры не ждя объявления по громкой связи, и уж тем более личной просьбы стюардессы. Но та же самая привычка подталкивает и к неповиновению: полной уверенности, что электроника совсем не воображает опасности, нет, возможно, ни у кого, но кто-то надеется на может быть, кто-то, не придав должного значения, о телефоне забывает — и очередной борт уходит в полёт с десятками включенных посторонних устройств.

И чем дальше, тем хуже. Лишь в Соединённых Штатах за последние три года число пассажиров, пользующихся на протяжении перелётов тем либо иным устройством из категории бытовой электроники, выросло с одного из шести до каждого третьего. Кто-то не хочет скучать, кому-то необходимо трудиться — обстоятельства в каждом случае собственные, а вывод один: пора пересмотреть правила, исключить утратившие актуальность запреты, дабы публика по крайней мере более серьёзно относилась к оставшимся. Чем и занялось полгода назад Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). на данный момент оно готовится отменить либо существенно уменьшить «электронные» ограничения на гражданских авиалиниях.

Черновик распоряжения, попавший пару дней назад в руки американских журналистов, написан организованной при FAA экспертная группой, куда вошли, например, представители производителей и авиакомпаний бытовой и особой авиационной электроники. Израсходовав шесть месяцев на изучение возможности уменьшить запреты, специалисты внесли предложение такую схему: пассажирам направляться дать добро неограниченное (а также на протяжении рулёжки, посадки и взлёта) пользование бытовыми электронными устройствами, в случае если лишь задействованные функции не предполагают совершение телефонных звонков либо передачу данных по каналу сотовой связи. Фактически сотовая сообщение в произвольных её формах на воздушных линиях США останется под запретом. В осеннюю пору, если не вскроются новые события, эти поправки будут официально утверждены FAA.

Так уже в осеннюю пору и как минимум для клиентов американских авиакомпаний перечень непременно разрешённого «персонального электрооборудования», состоящий сейчас лишь только из электронных часов да персональных медицинских устройств, очень сильно расширится: в него попадут и MP3-плееры, и планшетки-читалки, и персональные компьютеры всех сортов. А также смартфоны и мобильники — действительно, с активированным режимом «Полёт», отключающим совершения и возможность приёма звонков. Но чем же провинилась сотовая сообщение?

Дело в том, что сегодняшний запрет уходит корнями в 60-е годы прошлого века, в то время, когда в первый раз стала очевидной угроза безопасности полётам, воображаемая портативной бытовой электроникой. Карманные рации а также радиоприёмники (многие из которых также «фонят») своим излучением, теоретически, способны нарушить либо помешать обычной работе критически ответственных бортовых совокупностей, в первую очередь навигации и систем связи. Что ж, сейчас человек с рацией — картина редкая, но так как бесчисленные сотовые телефоны принципиально от карманных радиостанций не отличаются, разве что трудятся на более высоких частотах и генерируют чуть менее замечательный сигнал (мобильники могут руководить мощностью с целью экономии энергии, но при необходимости выдают единицы ватт, что сравнимо с самыми дальнобойными уоки-токи). Так, теоретически, за прошедшие полвека опасность не только не уменьшилась, но и возросла, потому, что к вероятным помехам для оборудования на борту самолёта добавилась ещё и возможность помешать обычной работе станций сотовой связи, над которыми обладатель телефона пролетает.

Но, обывателю нет дела до спецификаций — ему подавай живые примеры авиакатастроф. А с этим сложно, и отнюдь не по вине авиарегуляторов, каковые возможно легко и переоценивают электромагнитную угрозу. Каждый год компании всей земли информируют о десятках воздушных инцидентов, вероятно связанных с мобильными телефонами, компьютерами и другим бытовым электронным железом, принесённым пассажирами на борт. Это и сбои в работе автопилота, и нарушение индикации, и краткосрочные отказы совокупности управления, и большое количество чего ещё. О каждом таком случае авиакомпании докладывают регуляторам, а те ставят в оборудования производителей и известность самолётов. Но установить правильную причинно-следственную сообщение удаётся далеко не всегда. Так как самолет — не лаборатория, сбой возможно следствием совпадения нескольких факторов и повторить его позднее, на протяжении следственного опыта на земле, значительно чаще выясняется нереально.

К примеру, в хорошем случае 1995 года, в то время, когда отказ автопилота предположительно был спровоцирован ноутбуком в салоне, компания Boeing ухитрилась найти того самого пассажира и выкупить у него компьютер. Радиоанализ продемонстрировал, что странная персоналка в некоторых диапазонах «шумела» кроме того сильней, чем разрешено штатному авиаоборудованию (что, по большому счету говоря, по умолчанию и предполагается: так как требования к бытовой электронике относительно менее твёрдые). Но воспроизвести инцидент всё равняется не удалось — и подозрение так и осталось подозрением.

В следствии сейчас мы имеем два пересекающихся тренда. С одной стороны, ни производители, ни авиарегуляторы не смогут представить абсолютных доказательств «вредности» бытовой электроники для самолёта. С другой, кроме того подозревать «вину» бытовых электронных устройств в авиакатастрофах и важных авиаинцидентах доводится весьма нечасто. Полистайте авиафорумы (см., к примеру, Aviaforum.ru) — народ в том месте обитает дотошный, любой свежий случай разбирается детально, и значительно чаще обстоятельства происшествий в воздухе обыденные: небрежность, невнимательность, нехорошие погодные условия, «уставшая» техника и т.д. и т.п.

Хорошая новость в том, что и авиапроизводители не стоят на месте. В тех же Соединённых Европе и Штатах уже через несколько лет оборудование всех новых самолётов будет оснащаться защитой от электромагнитных излучений из салона. А кое-какие производители особых авиасистем (Thales и др.) уже сейчас отрицают подверженность собственной техники паразитным наводкам от электронных устройств в руках пассажиров. Всё это разрешает наблюдать в будущее с оптимизмом: возможно, за разрешением компьютеров и планшеток авиарегуляторы дадут «зелёный свет» и бытовым устройствам с радиопередающей частью.

Компании со своей стороны к этому уже готовы. У них собственный интерес, коммерческий: беспроводный интернет, ретрансляция телефонных звонков, бессчётные цифровые услуги, предоставляемые массово на протяжении полёта, обещают стать хорошим дополнительным источником дохода. До тех пор пока тот же инфлайтовый доступ в Интернет через Wi-Fi так редок и дорог, что кроме того GoGo (наибольший в Соединенных Штатах провайдер в данной категории) позиционирует его только как премиальную услугу.

В статье использованы иллюстрациии Dennis Gerbex, Fabird Blue, Michael Davis

Погибнем за Турцию! Для россиян полёт из Анталии в Челябинск имел возможность стать последним (2018)


Похожие статьи: