Бесплатные приложения правят мобильный бал: таков, образно выражаясь, основной вывод из свежего громадного изучения, посвящённого экосистемам iOS и (в меньше степени) Android от компании Flurry Analytics. Кто-то сообщит, что постулировать подобное возможно было и просто посмотрев в рейтинги. Но это тот редкий случай, в то время, когда в очевидном помой-му наблюдении скрыто кое-что большее.
Изучая соотношение платных и бесплатных приложений Apple App Store в историческом разрезе (строго говоря, обращение не о чистой сумме всех позиций, а о взвешенном по популярности учёте лишь 350 тысяч программ, другими словами приблизительно каждой третьей в апп-сторе), Flurry рисует занятную картину. Начиная с 2011 года отмечается явная тенденция к повышению доли бесплатных приложений нарастающими темпами. С 80% три года назад данный показатель вырос до 90% сейчас — и в случае если всё отправится так и дальше, то уже через несколько лет платного софта в App Store не останется вовсе. Сами авторы отчёта озвучить прогноз в таком виде, само собой разумеется, не решились, но шутки шутками, а попытайтесь аргументированно ответить: что именно помешает категории free занять полные сто из 100?
Логично высказать предположение, что у приложений, за скачку которых нужно заплатить (пускай кроме того и символические 99 центов), должны быть бессчётные неповторимые преимущества. На практике всё сводится к двум пунктам – отсутствию рекламы и полной, не ограниченной искусственно функциональности (наличие технической поддержки, наверное, в мобильном сегменте роли не играется). Ничего необычного в том, что практически во всех случаях пользователи согласны терпеть урезанный комплект функций, всплывающие баннеры, да кроме того и менее качественный контент, только бы цена была нулевой. Но так как и разработчики идут у них на предлогу! В один момент – а также стремительнее, чем увеличивается часть бесплатных программ, – растёт и процент приложений, каковые появились платными, пара раз поменяли ценник в ту и другую сторону в отыскивании наилучшей цифры и остановились в итоге на отметке «0».
Разработчиками движет желание обеспечить собственному продукту большую популярность — а кроме того центовая цена быстро очень плохо отражается на привлекательности приложения для публики. На “Андроиде”, кстати, предполагается подобная обстановка, усугублённая ещё тем, что среднестатистическая платёжеспособность тут традиционно заметно не сильный: средняя удельная стоиость продукта из Гугл Play образовывает всего 6 американских центов (сравните с 19 центами для iPhone).
Но из-за чего тем же разработчикам не потерпеть, пока спрос покажется? Выпустить платное приложение и принципиально не снижать цену, ждя собственного клиента? Увы, тут давит второй фактор – борьба. Попасть сходу в топ фактически невозможно (из сегодняшних топовых позиций лишь любая двадцатая либо около того в собственности новичкам, забравшим её с наскока), а время идёт — и до тех пор пока платный апп раскочегаривается, бесплатный уже соберёт критическую массу пользователей, которая подвинет его выше в рейтингах, и соберёт бесценные big data, на которых возможно строить новые функции (хороший пример – RunKeeper). Помимо этого, к настоящему моменту чуть ли остались хоть какие-то популярные темы, для которых не написано сходу пара приложений, — а потому на любой платный апп постоянно найдётся хоть один бесплатный аналог.
Бесплатное не означает неисправимое. Один из хитов текущего лета — бесплатная, а правильнее, фримиальная (нулевая цена, но с внутриигровыми приобретениями) Candy Crush Saga — приносит своим разработчикам, по некоторым оценкам, много тысяч долларов раз в день.
Flurry делает из этого печальный вывод: если вы собираетесь извлечь из собственного продукта хоть какие-то деньги, имплантация в него рекламы — единственный гарантированный путь. Не сохраняйте надежду лишь, что точно окупит ваши затраты: правильной статистики, понятное дело, нет, но мало кто сомневается, что большая часть апп-девелоперов кроме того не выходят «в ноль».
Так что же в возможности? Магазины мобильных приложений имеют все шансы повторить судьбу телевидения, радио и Веба — где рекламу приходится терпеть, и потребитель терпит для бесплатного контента. А платные приложения останутся только в узких нишах наподобие опытной медицины, финансов, студийных мультимедиа и других, где итог оправдывает приобретение программного инструментария по стоимостям выше символической.
Отличие средних стоимостей приложений для iPad и iPhone — ещё одна тайная. Объяснений предлагается пара, от лучшей обеспеченности обладателей iPad до неравенства затрачиваемых упрочнений (перенос софта на планшет, показавшийся позднее смартфона, требует времени и сил), но, честно говоря, звучит всё это не через чур убедительно.
Хорошая новость в том, что постигшая апп-сторы эпидемия бесплатности и спровоцированное ею процентное усыхание сегмента платных приложений для остающихся в нём издателей и разработчиков скорее благо, нежели напасть. Чем меньше девелоперов будет интересоваться платными приложениями, тем слабей станет борьба среди оставшихся. Соответственно, и пробиться к клиенту будет легче – легче кроме того, чем на данный момент в сегменте бесплатного софта. Пользователи же, сделавшие осознанный выбор в пользу платных программ, остаются им верны: по данным статистики (Apsalar), продолжительность средней сессии в платном приложении выросла с весны прошлого года приблизительно вполовину, в то время как для бесплатных данный же показатель увеличился лишь на треть.
Наконец, стоит не забывать, что, кроме того уменьшаясь в процентном выражении, платный апп-сегмент так же, как и прежде прекрасно растёт в выражении безотносительном — вместе с рынком мобильных приложений. Полагая вместе с капитализацией компаний, занятых изданием и разработкой софта для iOS и Android, количество глобального рынка оценивается сейчас приблизительно в один триллион долларов. Но кроме того в случае если ограничиться лишь суммами, выплачиваемыми разработчикам, обращение отправится о миллиардах долларов в год и росте, измеряемом десятками процентов каждый год: кроме того Гугл, обладающая апп-стором с не самыми богатыми пользователями, В первую очередь нынешнего года уже выплатила авторам больше, чем за целый прошедший.
Так что в случае если ещё не обнулили ценник, то и не торопитесь. Настанут лучшие времена.
В статье использована иллюстрация Cristiano Betta