Элон Маск знает о притягательной силе высоких скоростей больше многих. Практически все проекты, каковые он помог основать, запустил либо возглавил, напрямую связаны с необычно высокими скоростями — будь то финансовые транзакции в Сети (PayPal) либо доставка грузов и пассажиров на средние расстояние при помощи Hyperloop. Но его амбиции всё ещё не удовлетворены. Этой ночью, выступая на рабочий конференции «Возможности для завтрашнего дня», он обмолвился о следующей Громадной Идее. Сейчас это самолёт – а правильнее, самолёт на электрической тяге. Потому, что до сих пор у Маска получалось всё, о чём он заикался на публике (а также «Гиперлуп» уже в стадии практической проработки), легко верится, что окажется и на этот раз.
Скорость — не всегда приятно. Как будто бы заканчивая начатый нами день назад разговор (см. «Внимание, горим!»), Маск отверг возможность отзыва электроседанов Model S из-за якобы прячущегося в них недостатка и подтвердил «скоростную теорию» как основную обстоятельство всех трёх пожаров (он утвержает, что все возгорания произошли благодаря столкновения с препятствиями на «высокой скорости», причём в Мексике у пассажира и водителя формально по большому счету не было шансов сохраниться). Но и снижать движение сам не собирается. В ближайщее время Tesla Motors выпустит запланированную третью модель электромобиля и начнёт строительство огромной фабрики литий-ионных аккумуляторная батарей, аналогичной по количествам выработки с совокупным мировым производством таких батарей сейчас. Это разрешит компании не только преодолеть планку в 70 тысяч электромобилей в год (запланированную на следующие четыре года), но, возможно, и начать опыты с покорением воздушного пространства.
Строго говоря, в первый раз о самолёте на электрической тяге он упомянул ещё годом ранее, а сейчас возвратился к теме более детально. Но, и сейчас он придерживался собственного фирменного стиля: выйти на идею как будто бы невзначай, набросать картину в общем, не углубляясь в технические детали (говоря на публике, он постоянно избегает особых терминов, очевидно стараясь быть понятным всем). Слушая Маска, основное – помнить, что мы слышим не просто предпринимателя, приобретшего чужой бизнес и сделавшего на нём миллиарды, а человека, что практически до последнего винтика знает конструкцию собственных ракет и автомобилей. Меньше, в технических вопросах он дока, ему возможно доверять .
Запуск новой компании Маск сравнивает с процессом хождения и поедания стекла над пропастью: сложнее и намного менее приятно, чем думается, потому, что приходится делать большое количество вещей, каковые тебе смогут не нравиться. А смерть компании, он утвержает, что переживается как смерть живого человека.
Так вот, он утвержает, что задуматься над крылатой машиной его вынудил десять лет назад вывод из эксплуатации «Конкорда». Будущее без скоростной гражданской авиации представилось в мрачных тонах, и он сформулировал идею самолёта нового поколения. Это не летающий автомобиль — что Маску красив, но думается фактически негодным из-за неустранимого риска падения на головы невинных прохожих и неизбежной исходя из этого негативной реакции общественности. Он грезит об электросамолёте с посадкой и вертикальным взлётом, талантливым развивать сверхзвуковую скорость. Базироваться такие летательные аппараты смогут максимально близко к городам (взлётная полоса не нужно), перевозить большое количество пассажиров за раз, покрывать громадные расстояния.
О том, как именно он сохраняет надежду либо думает такую задачу решить, Маск не сообщил ничего. Но, в случае если отыскать в памяти историю сверхзвукового самолётостроения, ясно, что ему нужно будет столкнуться не с одной, а минимум с тремя серьёзными техническими трудностями. Первая — фактически проектирование рентабельного, пригодного для рутинной эксплуатации сверхзвукового самолета. Штурм данной задачи, предпринятый во второй половине XX века развитыми государствами, был так дорогим удовольствием, что одни от идеи отказались, а другие были вынуждены дать согласие на интернациональное сотрудничество (так создавался, например, приснопамятный «Конкорд»). Но и по окончании того, как самолёт был выстроен, остались очень неприятные «шероховатости»: сверхзвуковые полёты неэкологичны (вредят озоновому слою), салонное пространство ограничено (как в смысле грузоподъёмности, так и просто из-за низкого потолка), полёт шумный как для пассажиров, так и для наблюдателей на земле, громадные высоты требуют особенных ответов кроме того для защиты от ионизирующей радиации и т. д.
Но это ещё полбеды, потому, что имеется и вторая неприятность — фактически посадки и вертикального взлёта. Тут Маску прочат громаднейшие трудности (чисто механического свойства). Действующие модели самолётов, талантливые на таковой манёвр, возможно пересчитать на пальцах рук — и, думается, среди них нет ни одного гражданского?
Наконец, имеется неприятность успехи сверхзвуковой скорости. Формально «сверхзвук» достижим кроме того на винтах, но эффективность пропеллера в таком режиме падает катастрофически, не говоря уже о недопустимо возрастающем уровне шума. Но как же тогда разогнать многотонный аппарат до скоростей выше 330 м/с? Так как обращение, помните, об электросамолёте! Полагаю, среди читателей найдутся люди подкованные в авиации — и прошу поделиться мыслями в комментариях.
Маск не стесняется информировать красивые подробности из ранних лет собственной бизнес-биографии. Он пробовал пробиться в Netscape, но не взял ответа. Основав же с приятелями PayPal, мылся в благотворительном приюте по соседству с офисом.
Маск решает две из трёх неприятностей махом: он утвержает, что «сверхзвук» и вертикальные взлёт-посадка с электричеством совместимы прекрасно. И по большому счету целый будущий транспорт, согласно его точке зрения, будет электрическим. Не считая разве что ракет, которым нужна через чур громадная плотность запасённой на борту энергии. Электросамолёты занимают промежуточное положение между наземным транспортом и ракетами: для них также потребуется большая энергия, но в достижимых количествах.
Так в то время, когда же взлетит электросамолёт Элона Маска? Сам «Железный человек» не берётся ответить на данный вопрос. Он честно даёт предупреждение, что реализация идеи может "настойчиво попросить" большого времени, не смотря на то, что, вероятнее, её и решат нежданно, скачкообразно, и не гиганты-авиастроители наподобие «Боинга» и Airbus, а какой-нибудь стартап. По причине того, что гиганты придерживаются отлаженного процесса постепенной модернизации, не приемлют нужных в этом случае радикальных изменений. Но не факт да и то, что этим займётся как раз Маск. Тут, наверное, окажется как с «Гиперлупом»: вчерне проработанную идею опубликуют, и ею смогут заняться все желающие. Сам Маск через чур занят, дабы в скором времени запускать ещё одну компанию.
Иначе, у Маска имеется очевидное преимущество перед потенциальными соперниками. У него собственные аккумуляторная батареи, собственные наработанные космические разработки, фактически готовый фюзеляж — достаточно положить «Кузнечика» (Grasshopper) на бок. И, наконец, неуёмная энергия — без которой не было бы ни Tesla Motors (чуть не разорившейся, пока Маск не занял место генерального директора), ни SpaceX, ни вторых исторических проектов.