Дроны: кульминация. где кончается техника и начинается паранойя?

Исторический момент. Так пишет западная пресса про вчерашний взлёт новейшего американского военного беспилотника X-47B с борта авианосца. В действительности, дрон такого функционала и таких размеров (это один из действующих прототипов высокоавтономной авиасистемы нанесения и наблюдения ударов, проектируемой для палубного базирования и планируемой к постановке в строй к концу десятилетия), так вот, таковой дрон взлетает с палубы корабля в первый раз. И хоть посадку он до тех пор пока совершает на земле, и хоть ловить тормозной трос лишь обучается (взлететь — добрая половина дела!), спорить тут не о чем: на отечественных глазах творится история. Но произошедшее — ещё и хороший предлог посмотреть назад и оценить ситуацию на всём дрон-фронте. Где, снова же без сомнений, мы по многим направлениям близки либо будем в состоянии прорыва. Хорошо готовься к последствиям.

Проект X-47 олицетворяет один из таких прорывов. Уже модель B — не просто очередная радиоуправляемая игрушка, каковыми (пускай и ценой в много миллионов долларов) были и остаются большая часть беспилотных летательных аппаратов. Существующими дронами руководит человек, пускай и с почвы. X-47 будет взлетать, делать задачу и садиться самостоятельно, по большому счету без помощи живого оператора — вот что свидетельствует словечко «высокоавтономная» в его характеристике. Человек сможет вмешиваться в процесс, но, как предполагается, будет делать это лишь в обстановках, в то время, когда что-то идёт не по замыслу.

Дроны: кульминация. где кончается техника и начинается паранойя?

Это X-47B, но синхронно с американцами фото новейшего дрона — кстати, здорово похожего обводами, — было опубликовано Китаем.

Что ж, для армейских всецело автоматические дроны — широкий ход вперёд: точность ракетных ударов, достигаемая с их помощью, беспрецедентна, персонал вне опасности, управление требует меньших упрочнений. И совсем не тяжело представить, как те же Соединённые Штаты меняют солдат на роботов из только меркантильных мыслей: держать флот автомобилей в какой-то момент может оказаться дешевле, нежели выплачивать пособия семьям погибших. Но недурно задуматься и о тех людях, каковые окажутся под прицелом высокоавтономных дронов. Так как X-47 и его современники будут «жать на гашетку» сами, соответственно, лишать людей судьбы будут не люди – роботы!

Тема власти автомобили над людской судьбой до сих пор была уделом фантастов. Отныне ею занимаются правозащитники. В первых числах Мая Рабочая группа по защите прав человека при ООН опубликовала черновой вариант доклада, посвящённый автоматическим боевым дронам, где обозначила два принципиальных момента. Во-первых, констатируется факт наличия имеющих возможность лишать человека судьбы дронов у большинства развитых государств (не считая США в перечне ещё и Англия, Япония, Республика Корея). И во-вторых, рекомендовано заявить глобальный запрет на опробования, производство, сборку, передачу, приобретение, использование и развёртывание таких автомобилей.

Но что армейские! Дроны в быту — это такие же немыслимые возможности и не хорошо формализуемые опасности. Скоро доставить небольшой груз, оценить дорожное перемещение либо всхожесть посевов, взять новости из первых рук, найти очаги пожаров, удобрить поля, отыскать пострадавших по окончании стихийных бедствий и аварий или выследить и оказать помощь задержать подозреваемых — спектр гражданских применений дронов ограничен, думается, лишь отечественной фантазией. Но перед тем как волю фантазии дать, нам предстоит привыкнуть к жужжащим автомобилям над головой. Что если что-то отправится не так? Не справится оператор, среагирует неадекватно автоматика, кто-то перехватит управление?

Дроны: кульминация. где кончается техника и начинается паранойя?

Мелкий шажок для человека, огромный скачок для автомобилей!

Тяжёлые, высотные автоматические аппараты воображают настоящую опасность для гражданской авиации, да и для людей на земле, и, прежде, чем выпустить таких «птиц» в мирное небо, предстоит добиться их соответствия требованиям, предъявляемым к простым самолётам. Европейская версия GlobalHawk, к примеру, так и не прошла подобную диагностику — и Германия, бывшая клиентом, от проекта сравнительно не так давно отказалась (а также испугавшись лавинообразно растущих затрат). А в Соединённых Штатах законодатели, хоть и "настойчиво попросили" от федерального авиарегулятора открыть небо для коммерческих дронов к 2015 году, уже не сохраняют надежду взять требуемое в срок.

Но и не подпадающие под регулирование лёгкие дроны маленького радиуса действия способны натворить бед. В Евросоюзе и Штатах такие аппараты дано эксплуатировать на высоте в десятки метров при необходимом визуальном контакте. Но в случае если, скажем, в Англии запрещены полёты над и недалеко от публичных мест, в Соединенных Штатах аналогичных запретов нет. Представьте, чем может обернуться падение «игрушки» массой в пара килограмм на толпу, дом и т.п. До тех пор пока несчастных случаев получалось избегать, но по окончании того, как регуляторы дадут добро на коммерческую эксплуатацию дронов всех мастей, неизбежно начнёт накапливаться и печальная статистика аварий.

Наконец, параллельно с проблемой физической безопасности существует ещё и неприятность приватности. В случае если проникновение ножками на чужую личную собственность в цивилизованных государствах регулируется законом, наблюдение с дрона, висящего в нескольких метрах над той же территорией, в правовом смысле остаётся до тех пор пока в серой территории. Инциденты в это же время уже случаются, и их с наслаждением смакуют местные СМИ. Так, пару дней назад одна американская семья стала жертвой некоего экспериментатора, вывесившего портативный дрон с камерой недалеко от окон их дома. На просьбу убрать беспилотник незнакомец ответил отказом: дескать, ничего не законного он не совершил. Забавно, что специалисты, ринувшиеся комментировать данный случай, и в действительности расходятся во мнениях: через чур много факторов необходимо учесть, дабы решить, преступил ли оператор дрона закон (сами полёты в Штатах не запрещены, подглядывание — да, но факт соглядатайства ещё требуется доказать и т.д.).

Дроны: кульминация. где кончается техника и начинается паранойя?

Один из вариантов RoboBee – из семейства сверхминиатюрных дронов, над которым трудятся в Гарвардском университете.

В это же время на повестке дня — новый виток миниатюризации. Уже видели RoboBee? Это собранный в Гарварде пьезоэлектрический махолёт размером с монетку, фантастически стремительный и манёвренный. Да, пока он на проводах, да, электронику на него ещё лишь предстоит навесить, но вы же не думаете, что дело за этим станет? Уж довольно много где такая козявка возможно применена — и легально (реализация «распределённого наблюдения»: мониторинг обстановки множеством сверхдешёвых микродронов в один момент), и нелегально (услышали бы жены из истории выше электромуху, зависшую у окна спальни?).

И ничего необычного, что появляются параноидальные проекты наподобие Drone Shield – портативного личного комплекса для распознавания и обнаружения дронов на слух (Raspberry Pi + микрофон + ПО, всё умещается на ладони). Забавная эта придумка уже профинансирована (да здравствует краудфандинг!), и к августу обещан готовый продукт. Больше того, создатель сохраняет надежду сделать проект открытым, дав пользователям пополнять базу аудиосигнатур. Но, честно говоря, занимательнее второе: а дальше-то что? Портативные радиоглушилки, забивающие сигнал с пульта ДУ? Домашние аппараты для уничтожения небольших беспилотников лазерным лучом? Мы точно не впадаем в маразм, пробуя оградить себя от подарка судьбы называющиеся “дрон”?

Кульминация Продаж и Кульминация Покупок


Похожие статьи: