Средь сонма электронных устройств имеется узкая, но очень колоритная категория, существующая вот уже лет пятьдесят, с того времени, как воспроизведение звука превратилось из чисто утилитарной функции в подобие мастерства. Последний пример продукта этого класса — заявленная пару дней назад компанией Сони карта флэш-памяти microSDXC количеством 64 Гбайт с розничной ценой в 160 американских долларов, другими словами, грубо, впятеро дороже подобных по скорости и вместимости устройств, имеющихся в продаже. Чем растолковывает производитель таковой ценник? Тем, что эта карта, якобы, «создаёт меньше электрического шума при чтении данных»: из этого её наименование — «for Premium Sound». Никакой информации, растолковывающей прекрасное свойство, более чем данной не предоставляется. Кто не верит — пройдёт мимо. Но найдутся и те, кто выложит запрашиваемую сумму, поверив именитой компании на слово.
Эти последние — ценители качественного звука без компромиссов, именуемые в то время, когда аудиофилами, в то время, когда звуколожцами, в то время, когда и похлеще, но в любых ситуациях с оттенком отвращения. Как раз они вскормили многомиллионную (быть может и миллиардную, тут обороты посчитать особенно тяжело) индустрию аппаратуры hi-end и hi-fi. Не поразмыслите, я не планирую считать чужие деньги, как не планирую и обращать кого-либо в иную веру: одним верить в Спасителя, вторым — в тёплый ламповый звук, направленные прогрев системы и электрические кабели белым шумом. Но пользуясь случаем и положением, собирается рискнуть и внести некую упорядоченность в хаотичный ожесточённый спор о природе аудиофильства.
«Премиальная» флэшка Сони — обычный, но в общем скромный пример аудиофильского продукта. В действительности цены тут минимум на порядок выше среднестатистических аналогов для массового рынка, а верхней границы, думается, не существует вовсе: хайэндовые компоненты смогут стоить и в тысячу, и в десять тысяч раз дороже серийных аналогов. Наряду с этим их свойства практически в любое время граничат с прекрасными, а обоснованием помогают туманные рассуждения квазифизического замысла: тут применена бескислородная медь, в том месте цельнотянутые жилы, изолирующие оплётки, не замедляющие сигнал и пр. и пр.
В аудиофилии имеется собственная логика. Пускай переплатив, от супердорогой аудиосистемы вы по крайней мере получите гарантированно качественный звук — чего не всегда добьётесь легко приобретя наушники кроме того солидного производителя в обычном магазине бытовой техники. Вините в этом MP3! Видите ли, с того времени, как музыку произошло перекачивать по интернету, она превратилась в собственного рода одноразовую вещь: легко взять, легко и избавиться. В один момент вся она начала звучать сносно (стерео, практически незаметные искажения компрессии и т.п.: аналоговые недостатки канули в Лету). Из этого и падение запросов к воспроизводящей аппаратуре: качеством массы довольны, значит, остаётся лишь сбивать цены. Но дабы удовлетворить привередливое ухо, нужно будет поискать. В хай-энде искать не нужно: плати и слушай. Не факт, что не переплатишь, но по крайней мере о тебе позаботились.
Неприятность в том, что именно тут клиента чаще, чем в любом другом месте, держат за лоха. Простите мне это словечко, но иного подобрать не могу: вендоры аппаратуры хай-энд сливают такие псевдофизические помои, что вянут уши — и так как никого не наказывают, не смотря на то, что необходимо, за введение в заблуждение.
Случай Сони ещё не самый тяжёлый. На чём основано её утверждение о низкошумности цифровой карты памяти? Всевышний знает! Но сообщение по крайней мере возможно предположить. В цифровом устройстве все компоненты электрически связаны и, скажем, на компьютере с интегрированной в материнскую плату дешёвенькой звуковой картой вправду возможно услышать, как читаются эти с USB-флэшки (поиграйте с системным микшером). Быть может, эти паразитные шумы и правда возможно ослабить, применив некую особенную схематику карты, не смотря на то, что по совести, в случае если ваш компьютер шумит при чтении «флэшки», необходимо задуматься о замене не карты памяти, а самого компьютера.
Но имеется случаи куда хуже. Вот, например, «чудесные» наклейки на аудиоаппаратуру от Stein Music, «снижающие шумовой порог» и «улучшающие течение и органическую природу музыки». Но, сто баксов — фигня! Вот бурно обсуждавшийся сравнительно не так давно на технофорумах кабель серии Diamond от компании AudioQuest. «Чистое однородное серебро», тянутое так, что «передача данных в верном направлении идёт лучше», с некоей «неповторимой совокупностью рассеивания шумов», с особенной конструкции серебряными коннекторами, обеспечивающими, что ни капли данных не будет утрачено — он соединяет не колонки и аудиовыход, нет! Он соединяет… Ethernet-порты устройств! Да, те самые, где идёт двунаправленный обмен цифровыми данными, обмен с коррекцией неточностей. Стоит это 12-метровое наслаждение больше 10 тысяч долларов (но и это отнюдь не самое дорогое в ассортименте данной конторы, вот HDMI-кабель за $13500; доставка безвозмездно!). И так как берут. AudioQuest — глубокоуважаемый производитель, разменявший четвёртый дюжина.
Знатоки подтвердят, что аналогичной ереси в мире аудиофильства полно. А ведь этими делягами эксплуатируется кроме того не вера в чудеса, а несложная необразованность. Беда в том, что спорить с ними тяжело: среди продавцов хайэндовой аппаратуры предостаточно опытных технарей, каковые влёгкую завалят вас схемами, чертями, техническими концепциями, где вы не осознаете ни буквы. Хороший пример — отечественный, отечественного розлива, Анатолий Лихницкий (он же AML+; к сожалению, сейчас покойный). Блестящий электронщик и звукоинженер, он писал — что писал: учил! — что копирование файлов отражается на качестве музыки, что у проводников имеется направленность, что звук владеет эзотерической сущностью, постигавшейся инженерами Telefunken через древние тибетские исходники…
Лекарство от аудиофилии, но, существует — и весьма простое. Это слепой тест. Соберите группу знатоков, осознающих сокровище верно подвешенных аудиокабелей, коннекторов из монокристаллического серебра и другого аналогичного (вот хороший кандидат в такую группу — рыдающий от звучания супернаушников, подключенных к… смартфону). И вынудите их прослушать запись, воспроизводимую на разной аппаратуре, вслепую, другими словами не зная, идёт ли сейчас аудиопоток через китайскую дешёвку, спаянную на коленке из алюминиевых проводов, либо дорогущий «опытный» аудиофильский кабель. В случае если объективная отличие существует, в итогах теста она обнаружится.
Сообщу больше, такие тесты, конечно же, проводились и один из них стал легендой, передаваемой вот уже десять лет из уст в уста. Вот к чему он сводился.
Была собрана группа из дюжины любителей качественного звука. Собрана аудиосистема из не самых дорогих, но запредельных по меркам весов-рынка хайэндовых элементов. Поставлена джаз-подборка на CD, которую никто из подопытных до того не слышал. И, не показывая аппаратуры, подопытных попросили пара раз предугадать, через какой кабель в данном конкретном случае воспроизводится музыка: через простой недорогой либо дорогой аудиофильский.
Как и следовало ожидать, никто не смог различить дорогой кабель на слух с уверенностью. Но как выяснилось по окончании, всё было кроме того хуже: один из авторов опыта, опытный звукоинженер и громадный шутник, воспроизводил половину треков не просто через дешманский китайский шнур, а через… железную вешалку. Такую, понимаете, из гнутого металлического штыря. Он разогнул её, подпаял к проводам, воткнул в колонки — и, увы, звучала вешалка неотличимо от стодолларовых кабелей Monster.
Мораль, фактически, несложная. Любой выбирает идола по средствам и морде. Но право же, поклоняться аудиофильскому божку уже легко стыдно!
P.S. В статье использованы иллюстрации Zhao!, Bygone, Yoppy, AudioQuest.