В тысяча восемьсот девяностом году Циолковский обращается в Императорское русское техническое общество прося о финансовом вспомоществовании в размере трёхсот рублей. Как раз в такую сумму он оценивает материалы, нужные для построения модели цельнометаллического управляемого аэростата, по современной терминологии – дирижабля. Будучи преподавателем, причём не гимназии, а народной школы, жалование он приобретает маленькое, к тому же обязан хоть впроголодь, да кормить семью (отыщем в памяти несчастного Медведенко из чеховской «Чайки»). Исходя из этого собственных средств для прототипа железного дирижабля у него не имеется и не предвидится. А время идёт.
Императорское русское техническое общество разглядело прошение провинциального изобретателя и постановило следующее.
1. Очень возможно, что аэростаты будут и железные.
2. Циолковский может со временем оказать большие услуги воздухоплаванию.
3. Всё-таки до тех пор пока железные аэростаты устраивать весьма тяжело. Аэростат — игрушка ветра, а железный материал ненужен и неприменим…
Г-ну Циолковскому оказать нравственную помощь, сказав ему вывод Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить.
Лишенный финпомощи, Циолковский всё-таки сооружает модели, но модели мелкие, неубедительные, неполноценные. Посредством друзей ему удаётся опубликовать двухтомный (скорее двухброшюрный) труд «Аэростат железный управляемый» – и всё. Иногда он возвращается к собственному проекту – вернее, не возвращается, а оглядывается, не имея возможности воплотить план в металле.
Сейчас кое-какие эксперты вычисляют Циолковского скорее изобретателем, нежели важным учёным, и скорее фантазёром, нежели настоящим изобретателем. И высшей математикой не обладал в профессорском количестве, и на Луне побывал лишь на бумаге, и по большому счету…
Не будучи ни учёным, ни изобретателем, делать выводы не берусь. Но фантазёром Константин Эдуардович был отменным, уж поверьте. А что ему оставалось – на бронзовые-то деньги? Лишь фантазировать, ставить мысленные опыты, моделируя в собственном черепе и звёзды, и планеты, и электромагнитных существ, каковые незримо присутствую среди нас, иногда попадая в мозг и осуществляя контроль человеческий разум. При близком знакомстве видишь сходство между идеями Циолковского и Лавкрафта, Лишь у Лавкрафта древние космические существа приводят к ужасу, а Циолковский, наоборот, полон оптимизма. Но сейчас – не о литературе.
Само собой разумеется, кроме того я, далекий от аэронавтики человек, в полной мере уверен, что трёхсот рублей Циолковскому не хватило бы. Кроме того трех тысяч не хватило бы. Базисный капитал акционерного общества графа Цеппелина составлял восемьсот тысяч марок золотом, да и то было мало. Да, теории, изложенные в трудах Циолковского, возможно, полны явных ошибок и неточностей. Но, будь в его распоряжении требуемые средства для постройки полноценных моделей, разве эти модели не повлияли бы на теорию? Быть может, в итоге оказался бы дирижабль, хороший от начального плана. Но – оказался бы. При условии что Циолковский сумел бы привлечь к работе инженеров, конструкторов, теплотехников, другими словами поставить процесс создания дирижабля на промышленную базу. Как это сделал потом Фердинанд фон Цеппелин. Возьми Циолковский потребные средства, и тогда, в тридцатые, в противном случае и в двадцатые годы прошлого века, над Нью-Йорком летал бы не «Гинденбург» со свастикой, а серпастый и молоткастый «Владимир Ленин» либо «Иосиф Сталин», а в том месте и Первый воздушный флот, и Второй, и Третий. Так как до смерти «Гинденбурга» дирижабли на равных соперничали с аэропланами, и, будь «Гинденбург» наполнен, как и планировалось, гелием, а не водородом, неизвестно, как бы оно повернулось дальше.
Но не нашлось у рублей и Российской Империи для Циолковского, и развитие пошло по тому пути, по которому пошло. Позже уже, сорок лет спустя, Умберто Нобиле приехал в СССР, но – не вытанцовывалось у нас с дирижаблями. То ли денег так же, как и прежде не хватало, то ли Боденского озера, а быть может, и аэропланы выросли из детских штанишек и стали демонстрировать преимущество если не в мирном секторе, то в армейском. И самые квалифицированные кадры, и материальные средства кинули на аэропланы, а дирижаблям – по остаточному принципу.
Но неприятность не в одних дирижаблях. Хотелось бы знать, сколько изобретений и открытий остаются нереализованными по причине того, что в кассе нет трёхсот рублей. Если не знать, то хотя бы вчерне прикинуть. Ну да, обычно изобретения – очевидная ерунда, но так как при с Циолковским эксперты признали: «в этом что-то имеется». Я не говорю о восьмистах тысячах золотых марок, это сумма большая (по нынешним временам – много миллионов рублей), но начальный взнос, на построение модели, – где добыть его сейчас?
Просить у Академии наук? Кроме того не смешно. Забрать ссуду под четыре процента в сутки? Изобретатели, само собой разумеется, обычно люди не от мира этого, но не так же. Пойти на поклон к частному капиталу? Дескать, так и без того, я желаю и могу осуществить вековую мечту человечества и создать Машину Времени, и для того чтобы мне необходимо четверть миллиона рублей (сегодняшний эквивалент трехсот рублей 1890 года)…
Девять олигархов, пожалуй, и слушать не станут, а десятый – внезапно да и выслушает. Выслушает и спросит, какая от Машины Времени будет польза частному капиталу. Громадная, отвечу я. А конкретно? А конкретно возможно открыть портал в голодные годы, их в истории страны много. Открыть и набирать из прошлого цайтарбайтеров, каковые за еду будут радостны трудиться дворниками, строителями, преподавателями, да кем угодно. Ленинградских интеллигентов девятнадцатого года, к примеру. Либо сорок второго.
Тут олигарх оживится. Вправду, выгодно. Каждый день каждому буханку самого несложного хлеба, луковицу, двадцать граммов сала, а по воскресеньям – два куриных яйца: они, поди, радостны будут.
А возможно и напротив, продолжу я. В девятнадцатом веке ревизская душа стоила пятьсот рублей. На отечественные деньги – полмиллиона либо около того. Собрать тысячу человек на сельхозработы в экологически чистых районах, дать обещание бесплатный проезд, питание, проживание и переместить их в Херсонскую губернию тысяча восемьсот тридцать шестого года. Документы на продажу тысячи душ выправить посредством сегодняшней аппаратуры не составит никакого труда. И – полмиллиарда в кармане. А вдруг переместить больше? Причем докторов, преподавателей, инженеров возможно реализовывать поштучно за значительно солидную сумму. В стране каждый год пропадают без вести тысяч сорок. Пропадёт сорок одна тысяча, кроме того сорок пять – какая отличие? Никто не спохватится, никто и искать не станет. А хоть и станут – толку то? Нет тела – нет и дела.
Тут олигарх позовёт юриста, юрист составит соглашение, по которому все права на Машину Времени – авторские, имущественные и другие – будут принадлежать олигарху. Но я возьму четверть миллиона с обязательством представить к первому января две тысячи четырнадцатого года действующую модель Машины Времени. Под залог квартиры.
Подписывать? Не подписывать?