Триста рублей, которые могли изменить мир

В тысяча восемьсот девяностом году Циолковский обращается в Императорское русское техническое общество прося о финансовом вспомоществовании в размере трёхсот рублей. Как раз в такую сумму он оценивает материалы, нужные для построения модели цельнометаллического управляемого аэростата, по современной терминологии – дирижабля. Будучи преподавателем, причём не гимназии, а народной школы, жалование он приобретает маленькое, к тому же обязан хоть впроголодь, да кормить семью (отыщем в памяти несчастного Медведенко из чеховской «Чайки»). Исходя из этого собственных средств для прототипа железного дирижабля у него не имеется и не предвидится. А время идёт.

Императорское русское техническое общество разглядело прошение провинциального изобретателя и постановило следующее.
1. Очень возможно, что аэростаты будут и железные.
2. Циолковский может со временем оказать большие услуги воздухоплаванию.
3. Всё-таки до тех пор пока железные аэростаты устраивать весьма тяжело. Аэростат — игрушка ветра, а железный материал ненужен и неприменим…
Г-ну Циолковскому оказать нравственную помощь, сказав ему вывод Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить.

Лишенный финпомощи, Циолковский всё-таки сооружает модели, но модели мелкие, неубедительные, неполноценные. Посредством друзей ему удаётся опубликовать двухтомный (скорее двухброшюрный) труд «Аэростат железный управляемый» – и всё. Иногда он возвращается к собственному проекту – вернее, не возвращается, а оглядывается, не имея возможности воплотить план в металле.

Сейчас кое-какие эксперты вычисляют Циолковского скорее изобретателем, нежели важным учёным, и скорее фантазёром, нежели настоящим изобретателем. И высшей математикой не обладал в профессорском количестве, и на Луне побывал лишь на бумаге, и по большому счету…

Не будучи ни учёным, ни изобретателем, делать выводы не берусь. Но фантазёром Константин Эдуардович был отменным, уж поверьте. А что ему оставалось – на бронзовые-то деньги? Лишь фантазировать, ставить мысленные опыты, моделируя в собственном черепе и звёзды, и планеты, и электромагнитных существ, каковые незримо присутствую среди нас, иногда попадая в мозг и осуществляя контроль человеческий разум. При близком знакомстве видишь сходство между идеями Циолковского и Лавкрафта, Лишь у Лавкрафта древние космические существа приводят к ужасу, а Циолковский, наоборот, полон оптимизма. Но сейчас – не о литературе.

Само собой разумеется, кроме того я, далекий от аэронавтики человек, в полной мере уверен, что трёхсот рублей Циолковскому не хватило бы. Кроме того трех тысяч не хватило бы. Базисный капитал акционерного общества графа Цеппелина составлял восемьсот тысяч марок золотом, да и то было мало. Да, теории, изложенные в трудах Циолковского, возможно, полны явных ошибок и неточностей. Но, будь в его распоряжении требуемые средства для постройки полноценных моделей, разве эти модели не повлияли бы на теорию? Быть может, в итоге оказался бы дирижабль, хороший от начального плана. Но – оказался бы. При условии что Циолковский сумел бы привлечь к работе инженеров, конструкторов, теплотехников, другими словами поставить процесс создания дирижабля на промышленную базу. Как это сделал потом Фердинанд фон Цеппелин. Возьми Циолковский потребные средства, и тогда, в тридцатые, в противном случае и в двадцатые годы прошлого века, над Нью-Йорком летал бы не «Гинденбург» со свастикой, а серпастый и молоткастый «Владимир Ленин» либо «Иосиф Сталин», а в том месте и Первый воздушный флот, и Второй, и Третий. Так как до смерти «Гинденбурга» дирижабли на равных соперничали с аэропланами, и, будь «Гинденбург» наполнен, как и планировалось, гелием, а не водородом, неизвестно, как бы оно повернулось дальше.

Но не нашлось у рублей и Российской Империи для Циолковского, и развитие пошло по тому пути, по которому пошло. Позже уже, сорок лет спустя, Умберто Нобиле приехал в СССР, но – не вытанцовывалось у нас с дирижаблями. То ли денег так же, как и прежде не хватало, то ли Боденского озера, а быть может, и аэропланы выросли из детских штанишек и стали демонстрировать преимущество если не в мирном секторе, то в армейском. И самые квалифицированные кадры, и материальные средства кинули на аэропланы, а дирижаблям – по остаточному принципу.

Но неприятность не в одних дирижаблях. Хотелось бы знать, сколько изобретений и открытий остаются нереализованными по причине того, что в кассе нет трёхсот рублей. Если не знать, то хотя бы вчерне прикинуть. Ну да, обычно изобретения – очевидная ерунда, но так как при с Циолковским эксперты признали: «в этом что-то имеется». Я не говорю о восьмистах тысячах золотых марок, это сумма большая (по нынешним временам – много миллионов рублей), но начальный взнос, на построение модели, – где добыть его сейчас?

Просить у Академии наук? Кроме того не смешно. Забрать ссуду под четыре процента в сутки? Изобретатели, само собой разумеется, обычно люди не от мира этого, но не так же. Пойти на поклон к частному капиталу? Дескать, так и без того, я желаю и могу осуществить вековую мечту человечества и создать Машину Времени, и для того чтобы мне необходимо четверть миллиона рублей (сегодняшний эквивалент трехсот рублей 1890 года)…

Девять олигархов, пожалуй, и слушать не станут, а десятый – внезапно да и выслушает. Выслушает и спросит, какая от Машины Времени будет польза частному капиталу. Громадная, отвечу я. А конкретно? А конкретно возможно открыть портал в голодные годы, их в истории страны много. Открыть и набирать из прошлого цайтарбайтеров, каковые за еду будут радостны трудиться дворниками, строителями, преподавателями, да кем угодно. Ленинградских интеллигентов девятнадцатого года, к примеру. Либо сорок второго.

Тут олигарх оживится. Вправду, выгодно. Каждый день каждому буханку самого несложного хлеба, луковицу, двадцать граммов сала, а по воскресеньям – два куриных яйца: они, поди, радостны будут.

А возможно и напротив, продолжу я. В девятнадцатом веке ревизская душа стоила пятьсот рублей. На отечественные деньги – полмиллиона либо около того. Собрать тысячу человек на сельхозработы в экологически чистых районах, дать обещание бесплатный проезд, питание, проживание и переместить их в Херсонскую губернию тысяча восемьсот тридцать шестого года. Документы на продажу тысячи душ выправить посредством сегодняшней аппаратуры не составит никакого труда. И – полмиллиарда в кармане. А вдруг переместить больше? Причем докторов, преподавателей, инженеров возможно реализовывать поштучно за значительно солидную сумму. В стране каждый год пропадают без вести тысяч сорок. Пропадёт сорок одна тысяча, кроме того сорок пять – какая отличие? Никто не спохватится, никто и искать не станет. А хоть и станут – толку то? Нет тела – нет и дела.

Тут олигарх позовёт юриста, юрист составит соглашение, по которому все права на Машину Времени – авторские, имущественные и другие – будут принадлежать олигарху. Но я возьму четверть миллиона с обязательством представить к первому января две тысячи четырнадцатого года действующую модель Машины Времени. Под залог квартиры.

Подписывать? Не подписывать?

10 изобретений, каковые Имели возможность ПОМЕНЯТЬ МИР, каковые МЫ НЕ ЗАМЕТИМ ни при каких обстоятельствах. ЗАПРЕЩЁННЫЕ разработки


Похожие статьи: