Соцсети — короли интернета. В одном лишь Facebook ежемесячно не редкость, грубо, полтора миллиарда человек. Добавьте ко мне Instagram, Twitter, Snapchat, учтите региональных царьков наподобие «В Контакте», и окажется огромная аудитория. В развитых государствах это от трети до двух третей населения. И вот на таком фоне заявить, что близится их закат — не святотатство кроме того; скорее, такое будет воспринято как глупость. И однако: имеется эти, показывающие, что зенит пройден и, так сообщить, вечереет.
Обращение об опубликованном пару дней назад отчёте компании SimilarWeb. Имея доступ к миллионам Android-устройств, они сравнили, сколько времени выполняют в приложениях вышеперечисленных наибольших соцсетей пользователи девяти хребтовых для соцнетворкинга государств (США, Англия, Германия, Испания и др., но и Индия, Южная Африка). Так вот в течение последних трех месяцев этого года практически везде отмечается уменьшение показателя если сравнивать с тем же периодом года прошлого. Для каждого региона, каждого приложения, итог собственный — где-то лучше, где-то хуже. Но в среднем кривая времени, проводимого в приложениях, направлена вниз.
О чём это говорит? Как минимум о насыщении рынка. Тут, но, ничего нового: уже пара лет ведутся беседы о том, что развитые государства «наелись» соцсетями и дорога к следующему миллиарду пользователей лежит через третий мир. Но лично мне вовсе не думается глупостью разглядывать эти результаты — такие однородные, не обращая внимания на расстояния! — как не просто сытую передышку, а начало процесса радикального усыхания аудиторий. Пройдёт пять либо десять лет — и о «Фейсбуке», «Снэпчате», других, будут не забывать многие, но знать и пользоваться в много раз меньше людей, нежели на данный момент.
Время, проводимое в приложении Facebook.
Время, проводимое в приложении Twitter.
Я считаю так — и пускай «старики» меня поддержат — не вследствие того что пессимист. Право такое утверждать даёт мне персональный опыт. Я видел Сеть в то время, когда поисковики только-только превратились из коллекций ссылок фактически в поисковые машины. Я не забываю её без «Гугла», без дот-комов, без интернет-пейджеров, домашних страниц, файлообменок, мпегов, и уж тем более без соцсетей. Разработки приходят и уходят, нет ничего, что всегда!
Да, действительно, очень способные социально-технические находки не исчезают бесследно. То, что было в один раз популярным в Сети, так или иначе в ней остаётся. Email, IRC, RSS, кроме того Usenet — они так как не пропали, они существуют и употребляются поныне. С той лишь отличием, что превратились из «Приложения Номер Один» в нишевые решения. E-mail достался людям взрослым и важным, дети им больше не пользуются. IRC собрал около себя энтузиастов. Трафик Usenet кроме того увеличивается, хоть по большей части и за счёт спамеров, так что и в том месте имеется собственная аудитория. Так и соцсети, само собой разумеется, не провалятся сквозь землю, но популярность их и близко не повторит нынешних (возможно, пиковых) значений.
Фактически, они преобразовываются в нишевый продукт уже на данный момент. Pinterest, к примеру, официально не вычисляет себя соцсетью, но — коллекцией идей. LinkedIn, только что приобретённый Микрософт за невообразимые 20 с лишним миллиардов, позиционирует себя как каталог специалистов. Кто-то претендует на агрегирование новостей, кто-то на магазинную витрину. Кроме того MySpace, с которого соцсети по солидному счёту и начались, отыскал нишу среди музыкантов. Та же участь постигнет в итоге и Facebook: провалиться сквозь землю он не провалится сквозь землю, но пользователей в том месте останется если сравнивать с днём сегодняшним совсем чуть.
Допустив таковой сценарий, мы неизбежно приходим к двум вопросам. Во-первых, из-за чего люди теряют интерес к столь успешной находке? Так как Сеть знает мало примеров столь же популярных в процентном выражении продуктов, каким были соцсети. Несложного ответа на это, увы, нет. Специалисты приводят одни аргументы, публика другие, а истина, возможно, где-то посередине, быть может и вовсе ещё не сформулирована.
Соцсети пожирают время: «цифровую диету» придумали не просто так — уйдите из соцсетей и высвободится огромное время, каковые тратилось на пролистывание (неконтролируемых!) новостных лент. Соцсети злят собственной сквозной коммерциализованностью: мало нам спамеров, мало брендов, так и сами обладатели соцсетей всегда пытаются что-то реализовать либо реализовать оказывают помощь. А шпионаж за пользователем? В то время, когда соцсеть запоминает кроме того черновики неотправленных сообщений, в то время, когда смотрит за вами, хоть вы ею сейчас не пользуетесь, это уже через край! А необходимость выставлять напоказ личную судьбу, выслушивать оценки чужих людей, сравнивать себя с другими (психологи утверждают, что сравнение происходит непроизвольно, машинально)?
Всё это в той либо другой степени существовало и раньше, но лишь с возникновением соцсетей купило темперамент бедствия. Исходя из этого — вопрос второй: в то время, когда соцсети прекратят быть необходимым атрибутом, что заменит их в роли «главного интернет-приложения»?
Минутка интернета. Эти легко устарели, но как следует до тех пор пока нет ничего, что изменилось.
Дабы ответить на него, стоит отыскать в памяти, что такие «хиты» появляются или благодаря рождению новых разработок, или через превышение критической социальной массы. Email и Usenet — плоды унификации компьютерных сетей. Файлообмен — итог популяризации интернет-доступа. MP3, MP4 — следствие скачка производительности бытовых цифровых устройств. И без того потом, и без того потом. В этом смысле соцсети — гадкий утёнок: они ничего нового не принесли, только позаимствовали и собрали совместно то, что было придумано до них. Тем необычнее, что продержались так продолжительно!
Так что же — по окончании? Лёгкий и вряд ли верный ответ: интернет-пейджеры нового поколения, совмещающие в себе функции пейджинга и социальных сетей. Таков, к примеру, весьма популярный в Азии не сильный. Но предложить таковой вариант — значит допустить, что Сеть сделает ход назад, отправится по кругу. как следует, мы всё это уже видели, пробовали, так сможет ли оно стать «хитом»?
В действительности угадать такое вряд ли вероятно по большому счету. Предвосхитить «Приложения Номер Один», по уже вышеназванным обстоятельствам, равноценно попытке предвидеть принципиально новую разработку. Надежда тут лишь на одно: что эта разработка уже придумана, реализована, и сейчас только ожидает часа, дабы на неё обратили внимание массы. Имеется такие? Набросайте вариантов!
P.S. В статье использована графическая работа Tanja Cappell.