Радио с приставкой i: для чего apple своя интернет-радиостанция?

Стартовавшая этой ночью в Сан-Франциско девелоперская конференция Apple WWDC — традиционно применяемая для анонсов нового софта, технологий и железа — уже принесла пара броских новинок. Поклонники фруктовой компании заждались хороших новостей и сейчас им будет о чём поболтать: тут вам и Mac OS X 10.9, в имени которой (Mavericks) более нет кошачьей темы, тут и поумневший Safari, сам перепрыгивающий на следующую страницу, тут и Maps для десктопа, и iOS 7 с переработанным (плоским!) интерфейсом. Но самый большой, самый вкусный презент, реально с нервной дрожью ожидавшийся последние семь дней, команда Тима Кука покинула напоследок. Это продукт, что вытолкнет Apple на рынок, где она до тех пор пока что присутствует лишь мечтами собственных фанатов, но что обязана либо покорить, либо как минимум занять на нём видное место. Это интернет-радио либо, что вернее, музыкальный сервис потокового вещания iTunes Radio. В случае если разрешите, краткости для, я буду именовать его iRadio, как именовали его все до анонса.

Аналитики характеризуют iRadio легко: самый масштабный проект Apple в околомузыкальном бизнесе со времён зачатия Айпода и iTunes Music Store. Пользователь запускает его на любом совместимом устройстве (везде, где работает iTunes), «настраивает» на канал с занимательной ему музыкой (двести штук плюс социальные хит-парады в Twitter) и слушает без ограничений, хоть, действительно, и без перемотки: радио всё ж таки! Понравилась песня? Возможно сразу же её купить, по причине того, что записи для iRadio предоставлены теми же гигантами музыкальной индустрии, что наполняют и iTunes: за последние семь дней Apple заключила договора на потоковое вещание контента с Universal Music, Warner Music, Сони Music, кое-кем ещё.

Ни сползающие акции, ни переход iOS в категорию догоняющих платформ не помешали аншлагу: билеты на WWDC 2013 были распроданы за рекордные 71 секунду.

Без лицензионных соглашений с этими воротилами строить интернет-радио не имело смысла, а сейчас яблочники смогут сыграть по-большому, в очередной раз продемонстрировав класс простоты, качества, встряхнув застоявшееся музыкальное болото. Но и выбора-то у них особенного не было: Apple должна была запустить iRadio, потому что этого требует время. Курс на мобильные устройства, что она же сама и помогла организовать посредством iPod, iPhone и iPad, провоцирует обывателя на отход от владения музыкой в пользу потоковых сервисов — и пионер цифрового звука iTunes, всё так же по старинке реализовывающий треки поштучно либо альбомами, начинает теряться на фоне небольших, новых игроков, занятых интернет-вещанием.

Сейчас именовать музыкальный бизнес «болотом» возможно только с громадной натяжкой: возможно продажи CD тухлые, и MP3-треки в среднем по миру расходятся не так прекрасно, как хотелось бы многим, но имеется сегмент интернет-радио, что бьёт все рекорды роста. Уже сейчас говоримая через интернет-потоки музыка приносит каждый пятый американский доллар, получаемый на цифровом звуке — и часть интернет-радиостанций расширяется . Тут царствуют гиганты наподобие Spotify (с её условно-бесплатной дискотекой), Pandora (с автоматическим подбором музыки), Deezer, Rdio. Все они предлагают доступ к огромным, в десятки миллионов записей, фонотекам практически безвозмездно (с рекламой) либо очень дёшево (единицы долларов в месяц). А в скором будущем к ним подключатся либо уже подключились Гугл (All Access), Nokia, Amazon.

Вот из-за чего хоть iRadio и ожидали, в успехе его уверены не все. Возвращаясь к аналогии с Айподом, на дворе уже не девяностые а также не ранние нулевые, в то время, когда MP3 был в новинку. Рынок интернет-радио отработан технически и концептуально, роли распределены, клиенты разобраны. Apple будет тут не первой — и как же она сохраняет надежду отбить клиентуру?

Оказать помощь iTunes Radio пробиться в люди должны два события. Во-первых, громкий бренд. iTunes Store сейчас — это наибольший либо один из самых больших и успешных сетевых магазинов цифровой музыки, занимающий приблизительно треть мирового рынка. Ежемесячно тут продаётся около миллиарда аудиозаписей — и полмиллиарда активных клиентов, снабжающих эту покупательную свойство, весьма конечно организуют аудиторию и для iRadio. Опросы говорят о том, что чуть ли не каждый второй потенциальный пользователь готов попытаться iRadio безотносительно его функционала, уже лишь вследствие того что это продукт Apple.

Страно, что при таком спросе «яблочное» интернет-радио не было запущено раньше, но дело тут не столько в недальновидности постджобсовского менеджмента, сколько в чисто финансовых нестыковках. В случае если продажа MP3 механически реализуется довольно (-заплатил-дал правообладателям проценты), то потоковое вещание ставит множество новых вопросов.

Доход iRadio образуется от показа рекламы (бесплатным сервис будет лишь для подписчиков iTunes Match, платной личной облачной фонотеки). Но какую долю даст Apple правообладателям? Обязана ли она оплачивать те песни, каковые слушатель промотал? Начиная с какой секунды вычислять песню «прослушанной»? И вот тут всплывает второе событие, которое окажет помощь iRadio: если доверять рассказам инсайдеров, осуждённые с правообладателями договора предполагают выплату 60% от приобретаемых Apple денег. Что, якобы, намного больше, чем платят звукозаписывающим компаниям другие интернет-радиостанции.

Это, понятное дело, обеспечит Apple особенно тёплое отношение звукоиздателей, что также принципиально важно. Так как большая часть компаний, занятых сейчас потоковым вещанием, очень сильно ограничены лицензионными соглашениями с поставщиками музыки: им разрешено трудиться только в некоторых государствах, что не лучшим образом отражается на прибыльности. Кроме того Pandora с её 70 миллионами активных пользователей перебивается с хлеба на воду и так же, как и прежде не решается либо не имеет возможности выйти за пределы родных для неё США и Австралии. Apple собирается начать с Соединённых Штатов, по окончании чего совершить стремительную экспансию на целый цивилизованный мир. Не обойдёт вниманием она, возможно, и Восточную Европу, и бывшее СНГ, и Россию — где назревает грандиозное околомузыкальное сражение.

На означенных территориях рынок потокового вещания подмят социальной сетью В Контакте. Вы не слышали про успешные российские либо восточноевропейские проекты коммерческого интернет-радио вследствие того что среднестатистическому обывателю тут нет потребности подписываться на услуги каких-то сервисов, терпеть рекламу либо тем более оплачивать месячную подписку. С ролью лучшего в мире, полностью бесплатного интернет-радио у нас справляется отечественная самая популярная соцсеть — предлагающая доступ к беспрецедентно громадной фонотеке практически на любом цифровом устройстве. Противостояние владельцев и правообладателей ВК до тех пор пока сводится к одиночным стычкам, на протяжении которых выплачиваются какие-то компенсации, чистятся файлы, кроме того сдаются IP-адреса злостных нарушителей (ВК пробует самоустраниться из игры, переложив бремя ответственности на пользователей). Но неприятность в целом остаётся, соответственно непременно должна быть решена. Возможно приход iTunes Radio окажет помощь русскому рынку цифрового звука стать цивилизованным?

В статье использованы иллюстрации с сайтов Mercury News, Business Insider, Anandtech

Создаем интернет-радиостанцию (168)


Похожие статьи: