Одна из самых сладких красот вычислительной техники – в том, что угадать, предвидеть итог опыта, на компьютере поставленного, не всегда вероятно. И я говорю не только о скорости вычислений, в далеком прошлом перекрывшей способности людской мозга, но и о сложности, производной которой делается непредсказуемость. В опытах с генетическими методами либо, скажем, с воссозданием нервных совокупностей живых организмов (вспомните виртуального червя Caenorhabditis elegans) мы в состоянии собрать цифровую конструкцию, но далеко не всегда не в состоянии осознать, как она трудится. Мы перешагнули линии, за которой компьютеру приходится .
Но и это ещё не финиш. В это сложное уравнение возможно добавить ещё одну малоизвестную: себя самое, человека! И тогда взять совсем уж адскую смесь, кроме того приблизительно о поведении которой делать выводы не сможем. Но тем занимательнее такие испытания ставить. Кто-то подключает чипы к нервам руки, кто-то расшифровывает токи головного мозга и организует обратную сообщение, а я сейчас желаю поведать о проекте менее рискованном и всё-таки совмещающем сложность человека и компьютера. Это проект Seeing I, что возможно приблизительно перевести с английского как «Наблюдатель».
Его создатель не планирует пилить черепные коробки либо рисковать подвижностью конечностей людей, каковые согласятся стать подопытными. Участвуют двое человек — и им предстоит совершить практически месяц в относительном комфорте. Первому — «ведущему» — не будет необходимо кроме того отрываться от простых дел: его задачей будет продолжать следовать собственному рутинному расписанию, другими словами дремать, имеется, трудиться и отдыхать, кроме того ходить в туалет и (возможно) заниматься сексом. Единственное, что от него требуется — делать всё с нацепленной на голову камерой, а правильнее особыми очками-регистраторами (каковые ещё предстоит сконструировать). А вот его партнёр по опыту — «ведомый» — нацепит на голову уже полноценный шлем виртуальной реальности, лучший из дешёвых на массовом рынке, другими словами Oculus Rift. И станет не просто наблюдать, но и стараться повторять все перемещения ведущего: принимать пищу, в то время, когда это делает партнёр, ходить в душ, в то время, когда это делает партнёр, лежать на диване, кататься на велосипеде, слушать музыку, играться в компьютерные игры — меньше, воспроизводить перемещения чужого тела. Данной электронной пуповиной два человека будут связаны в течении 28 дней.
Опыт… необычный — и потому финансируется не научным грантом, а краудфандингом. 150 тысяч фунтов на его проведение сохраняет надежду собрать через Kickstarter английский артист-экспериментальщик Марк Фарид. Именно он, кстати, станет ведомым. Собственную выдумку он вычисляет «социально-художественной» и очевидно сохраняет надежду на резонанс со скандальным оттенком: от ведущего, кроме жажды, требуются «всего лишь» гетеросексуальность, принадлежность к сильному наличие и полу взаимоотношений, а ведомого поместят в подобие квартиры и выставят напоказ. Скандальные моменты несомненно будут, поскольку жизнь ведущего хоть и планируется показывать ведомому со большой задержкой (пара дней — нужных, дабы помощники успели подготовить нужный реквизит: скажем, в случае если ведущий ест бутерброд, такой же нужно принести ведомому), редактировать видеопоток не планируется.
Так что — да, опыт необычный, но ещё и рискованный, по причине того, что никто (ну либо практически никто: были пара похожих опытов, но маленьких и/либо с перерывами) пока не пробовал прожить в VR-шлеме продолжительнее дней. Да и для чего, наконец? Фарид сохраняет надежду узнать, удастся ли вынудить ведомого поверить, что его тело заменили телом ведущего. Удастся ли вызвать таковой вот односторонний «обмен» телом?
Сногсшибательный реализм иллюзии, создаваемой шлемами виртуальной реальности нового поколения, знаком каждому, кто хоть раз надевал Oculus Rift. Но одно дело поиграть и отключить, второе — кормить человека синтезированным звуком и изображением в течении месяца. К чему это приведёт? Наука не даёт, не знает ответа. Эмпирически, со слов исследователей, уходивших в виртуальную реальность на пара часов, возможно ожидать как минимум нарушений восприятия: человек скоро перестаёт осознавать, проекция перед ним либо реальность. Но ближе вторых к «Наблюдателю» стоят испытания полувековой давности, в то время, когда и виртуальной реальности-то ещё не придумали — испытания по так называемой сенсорной изоляции/депривации: добровольцев лишали всех либо большей части внешних раздражителей (погружением в тёплую ванну, подвешиванием и пр.) и изучали последствия. В середине XX века такие опыты проводились, например, в Канаде и США по заказу ЦРУ. Учёные искали выход на мягкую пытку и «промывание мозгов», но итог взяли неожиданный: одни нашли, что продолжительная сенсорная изоляция ведет к галлюцинациям и нервным расстройствам, другие — наоборот, установили, что отсутствие раздражителей действует на подопытного умиротворяюще, благоприятно.
Другими словами, опереться Фариду не на что. Разумно только высказать предположение, что по крайней мере адаптация к новым условиям доставит ведомому мало наслаждения. Человеческий мозг привыкает к одним переменам скоро (перестаёт, к примеру, различать пиксели на экранах VR-шлема), но к вторым — как морская заболевание — может не привыкнуть вовсе. Так что нельзя исключать, что человек, слух и зрение которого подменили чужими, будет половину дня блевать, а оставшуюся мучиться от депрессии. Исходя из этого Фариду надеется ежесуточный час беседы с психологом (сразу после того, как ведущий уснёт) и право прекратить опыт в любую 60 секунд.
Но откуда по большому счету взялась уверенность, что подменой лишь слуха и зрения возможно добиться для того чтобы «метафизического» результата, как иллюзия смены тела? Так как осязание и небольшая моторика будут подменены только частично: ведомый не видит предметов (к примеру, ложки, которой необходимо съесть суп) и помощникам нужно будет подсовывать их ему; он замкнут в ограниченном пространстве и обязан не забывать, что чересчур разогнавшись, ткнётся в стенке. Иначе, вода камень точит: в случае если в течении целого месяца убеждать человека, что видимое — реально, не вынудит ли это поверить в обман, не обращая внимания на ограничения? А раз так, купит ли он синтетические воспоминания о том, чего с ним ни при каких обстоятельствах в действительности не происходило? Выработает ли новые (чужие!) привычки, избавится ли от своих?
Результаты опыта, что запланирован на осень 2015 года, обещают выдать с комментариями экспертов из разных областей медицины. Но психологи уже на данный момент отзываются на задумку, в общем, благосклонно: дескать, это как минимум даст толчок новым догадкам о обществе и человеке. А ещё таковой способ (в условиях стационара, само собой разумеется) при успехе возможно будет использовать для коррекции поведения: перевоспитания, наработки уверенности. И проглядывает новый класс компьютерных игр — где игрок не просто чувствует себя помещённым в нарисованное пространство, но и ассоциирует собственное «Я» с экранным персонажем.
Фантастами такая ассоциация до тех пор пока преподносится как заболевание: вспомните хоть Сергея Лукьяненко с его дип-психозом. Но фантасты знают не больше отечественного и без того же не в состоянии осознать, как сработает сложная конструкция «компьютер-человек» в действительности…