Пару дней назад была поглощена большим соперником американская компания Pebble Technology Corp. Сумма сделки составила порядка 40 млн. долларов (подробности пока не разглашены), практически каждый второй сотрудник сохранил собственное место, патенты и программное обеспечение перешли новому хозяину — в общем, снаружи всё выглядит совсем кроме того хорошо. К сожалению, по факту речь заходит не о новой жизни, а скорее о похоронах.
Pebble была одним из пионеров на рынке «умных» часов — и вот сейчас она расчленяется и распродаётся, дабы покрыть долги кредиторам. А дальше не будет ничего: производство закрывается, запасы ликвидируются, обеспечения аннулируются, помощь пользователей заканчивается а также функционал уже реализованных часов со временем будет редуцирован. Но как, линия забери, одна из самых броских историй успеха внезапно обернулась поражением?! Данный вопрос стоит того, дабы отыскать в памяти, чем Pebble была и чем не стала.
Шутки в сторону: она стояла в числе первых компаний, начавших поднимать целину смартвочей. Вы не забывайте год 2012-й? Не было ещё ни Android Wear, ни Apple Watch, сама концепция «умных» часов была чуть намечена в нулевые и затерялась под несовершенством техники. Отдельные проекты, пускай и с громкими именами (Сони, LG, другие), погоды не делали, по причине того, что были через чур «часами» и не хватает «компьютерами». А вот Pebble именно стала первой, кто носился с проектом больше наручного компьютера, нежели прибора для измерения времени.
Дисплей из электронных чернил, приложения, автономность в неделю либо больше, нетипичный внешний вид, да ещё и полностью изменяемый благодаря скинам: ничего необычного, что Pebble Smartwatch стал самым успешным продуктом за всю историю Kickstarter (а компания выросла краудфандингом, да!), собрав в разы больше каждый заявки.
И в то время, когда год спустя продукт отправился в веса, обещания были выполнены. Дабы сдержать слово, авторы применили очень непростые ответы. К примеру, ОС стала FreeRTOS: суперминималистичная свободная операционка с микроядром, применяемая а также в космосе. Экран был маленькой электронно-чернильной матрицей (144х168, ч/б), нечувствительной к прикосновениям кроме того. Память больше подошла бы 8-битным автомобилям 90-х годов: много килобайт!
Была, действительно, подсветка, пара сенсоров, Bluetooth для связи со смартфонами, но в общем и целом это вправду был продукт, талантливый трудиться сам по себе, без телефона, имевший независимую сокровище. И в случае если лишь пользователь готовься согласиться с пара… доморощенным дизайном (а его многие характеризовали как страшный: угловатый, громоздкий, недорогой на вес и ощупь, с непродуманными органами управления), то приобретал превосходного интеллектуального ассистента на руку по низкой цене в 150 долларов (полагая без скидок).
И в полной мере предсказуемо эта вещь стала хитом! За следующие три года были реализованы (согласно данным самой компании) порядка двух миллионов её смартвочей различных моделей (за первой последовали ещё две). Но основное, около них появилось то, чего так и не удалось до сих пор никому из соперников, включая самых богатых, самых известных: экосистема из разработчиков, аксессуаров и приложений. Количество приложений для «Пебблов» измеряется тысячами, разработчиков — десятками тысяч, и приложения вправду употребляются, по причине того, что по крайней мере первые модели часов были отлично независимы.
Выбирая, с кем из прошлых звёзд электронного небосвода сравнить Pebble, я лично склоняюсь к Palm. Да, аналогия не абсолютная и не несомненная, но их роднит провокационный пионерский дух: обе организованы людьми без прошлого опыта в теме (да и какой возможно опыт, в то время, когда самих таких устройств практически ещё не существовало?!), обе начинали с откровенных самоделок — волнуясь больше о функционале, нежели внешнем лоске (позже Pebble применяла это в борьбе с Apple: дескать, мы не делаем сувенирных часиков по раздутой цене, мы делаем продукт для простых людей!).
И это определяло всё, целый неординарный интерфейс в первую очередь (не забывайте, как Джефф Хокинс ходил с прототипом наладонника в виде блокнота, оценивая его практичность в деле?), какой в самом ужасном сне не привиделся бы дизайнерам «верных» хороших продуктов.
Так отчего же произошло то, что произошло? На данный счёт имеется пара предположений, но мне представляется самой разумной самая неинтересная: деньги. Неприятность в том, что за Pebble находились не только энтузиасты, скинувшиеся на первую модель смартвоча и позже последовательно собравшие миллионы на другие. Практически сначала в том месте были ещё и венчурные инвесторы, в первую очередь Charles River Ventures, положившая сумму, сопоставимую с той, что удалось собрать краудфандингом. Так что у них был громадной вес в совете директоров и, как следствие, право оказывать влияние на всё и вся изнутри.
Как раз с этим связывают тот факт, что с каждой новой моделью часов Pebble всё дальше отходила от «самодельщических» правил. Она начала думать о наружности, применяла (пускай не в самих часах, но в связанном с ними продукте) полноценную Android, поступилась автономностью и сильно, уронив её всего до пары рабочих дней. У неё появлялись превосходные уникальные идеи, наподобие слота расширения для выноса части функционала за пределы часов. Но в остальном компания очевидно поступилась совершенствами.
И в то время, когда грянул первый кризис смартвочей — ударивший по всем: так как сейчас на этом рынке практически нет ни одного бренда, что ощущал бы себя прекрасно, продажи упали кроме того у Apple и чуть не в два раза, все уменьшают производство, режут замыслы, медлят с апгрейдами, покидают рынок вовсе — Pebble появилась в самой давке. И разумеется, инвестор решил не ожидать, пока компания задохнётся, а вернуть хотя бы часть вложений, распродав то, что имеется. Всё равняется начальная надежда на смартвоч как премиальный продукт, талантливый оправдать накрученную маржу (см. «Время вперёд!»), не оправдалась. Так что сделка с Fitbit, создающей «умные» браслеты, очень кстати: инвестор уйдёт предположительно кроме того с прибылью. Действительно, сам бренд погибнет: не факт, что новый хозяин продолжит им пользоваться.
А ведь всё могло быть в противном случае! По рассказам инсайдеров, в лучшие времена Citizen Holdings (японский конгломерат, один из наибольших производителей часов в мире) предлагал Pebble продаться аж за 740 миллионов долларов! Да, итог таковой сделки многих, возможно, также не устроил бы. Но его вспоминали бы как историю успеха, а не провал.
А так… прощай, Pebble! Ты была нам дорога!
P.S. В статье использована графическая работа Morten Oddvig.