Поразмыслите об истории вычислительной техники и высоких разработок по большому счету — и вашему мысленному взгляду предстанут не компьютеры, не программы: люди! Билл Гейтс в 80-х, Стив Джобс в 90-х и нулевых, Элон Маск сейчас. Не стану утверждать, что каждому увидятся те же лица, но правило, в общем, одно: они были и будут — великие одиночки, двигающие прогресс. Мысль о решающей роли великой личности так утвердилась в отечественном сознании, что думается теоремой, фундаментом, на котором строится всё другое. Но что в случае если эта мысль — только миф? Что в случае если великую личность в действительности «делает» случай, стечение событий? Идея думается сумасшедшей, знаю, но проверить её на вшивость как минимум весьма интересно, а кое-кто кроме того находит это нужным.
На предметное стекло лучше положить не храбреца прошлых дней (потому что время в этом случае трудится на изучаемую персону, стирая из биографий и памяти подробности, каковые не стыкуются с общепринятым образом), а человека, «творящего историю» сейчас, на данный момент. Это легко, тут кроме того напрягаться не требуется: по окончании смерти сооснователя Apple таким прижизненным человеком-легендой стал Элон Маск. В представлениях он не испытывает недостаток: его официальная биография в наше время известна каждому, кто мало-мальски интересуется хайтеком. За последние полтора десятка лет он стал причиной пара технических революций либо по крайней мере привёл обстановку на грань прорыва.
Это он выстроил одну из первых успешных совокупностей электронной наличности. Он перевоплотил электромобиль из чудачества в продукт, что желают все. Он совершил прорыв в другой энергетике, чуть ли не первым начав поставлять солнечные батареи для дома «под ключ». Он посрамил каноны космонавтики, очень сильно снизив цена вывода грузов на орбиту и собираясь сбить цену радикально, что попутно даёт ему хороший шанс начать колонизацию вторых миров. Он замахнулся кроме того на революцию в публичном транспорте. Да, само собой разумеется, добился всего не он лично, а руководимые либо консультируемые им компании. Но попытайтесь навскидку назвать хоть одно имя, сравнимое с Элоном по величине, из PayPal, Tesla Motors, SolarCity, SpaceX, из проекта Hyperloop. Маск, везде один Маск как основная фигура.
Опоздал со сдачей, не готовился к планёрке? Можешь прощаться с работой. Но Маск увольнял и за просьбу о прибавке заработной плата, а также просто не согласившихся с ним и не сумевших собственное вывод отстоять.
Но в случае если публика не знает иных имён, это не означает, что их не существует. При ближайшем рассмотрении вскрываются не только имена, а ещё и не всегда приятные истории карьеры. Маском под этим углом сейчас очень сильно интересуются журналисты и писатели, и – находят большое количество занимательного. Обобщая (подробности возможно отыскать, к примеру, в уже изданной на русском биографии пера Эшли Венса), картина рисуется такая: в каждом случае из вышеприведённых отыщется один либо пара человек, чья роль в успехе проекта по крайней мере сопоставима с масковской. В Tesla Motors, которую Элон по сути приобрел, это сооснователь Мартин Эберхард, в SpaceX — энтузиаст частного космоса Гвинет Шотвел, и т.д. и т.д. Они были, они имеется, но сознательно либо интуитивно, их начальник ведёт политику возвеличивания одного — главного — человека: себя. Он и лишь он космический ковбой, которому достаются все лавры.
Инсайдеры говорят, что в той же SpaceX инженеры, не редкость, чуть не сходят с ума, в то время, когда СМИ в очередной раз прославляют Великого Элона, «строящего ракеты собственноручно». Но поменять этого они не в состоянии: Маск, как и надеется альфа-самцу, держит собственную свору в ежовых рукавицах и без раздумий избавляется от выскочек, которых прекратила удовлетворять роль безымянной ломовой лошади. В этом он схож с предшественниками: и Джобс, и Гейтс славились, в общем, тем же.
Тем более забавно, что изобретателем Храбрец значительно чаще не есть. Как «Макинтоша» и iPhone не произошло бы без наработок Xerox (графический интерфейс), Motorola (сотовая сообщение), Intel (процессор), множества финансировавшихся страной технологических инициатив (Интернет, GPS, распознавание речи, экспериментальные совокупности ввода и пр.) и прямой денежной частных инвесторов и поддержки государства, ни один из проектов Маска также бы не произошёл сам по себе. Элон Маск совершенно верно так же выстроил собственный успех на многих годах разработок в области солнечной энергетики, аккумуляторная батарей, ракетных двигателей (говорят, возить людей и грузы к Марсу SpaceX будет на новом, метановом, движке, выстроенном а также с учётом советского опыта), композитных материалов. Он применил то, что было создано до него, и посредством национальных контрактов (в этом случае договора с NASA на извоз к МКС) вышел на прибыльный уровень.
Образ храбреца оказывает помощь реализовывать, но его нужно поддерживать. Вот для чего Маск прошёлся позавчера по летящему самолёту. Снимок не самый успешный, но, во-первых, его делала блондинка (Талула Райли, блондинка-воровка из «Начала»; сейчас супруга Маска), а во-вторых, комментарии к нему сами по себе достойны внимания («Христа для, не рискуй так, Элон, ты единственная надежда человечества!» — и для того чтобы в том месте полно).
На это, само собой разумеется, возможно возразить, что и бессчётные соперники были поставлены в те же условия, но ничего не добились. Но таковой контраргумент не исключает возможности случайного успеха. Что в случае если дело легко в везении? Довольно глупо отрицать, что и Маск, и Джобс, и Гейтс ещё раньше, были трудоголиками: все они дремали на рабочих местах, обожали вникать в подробности, держать под личным контролем небольшие нюансы технологических и бизнес-процессов. Но энтузиазм сам по себе ещё не гарантирует успеха. Что в случае если им ?
Допустив же везение, мы выходим на познание небезобидности мифа о великой личности. Общество, очарованное историей успеха, подпадает под обаяние гения и соглашается признать за ним дар предвидения, придаёт его точке зрения больший вес. Но, как совсем справедливо подмечают критики, возможно ли вычислять колонизацию Марса, которой бредит Маск, верным курсом в изучениях космоса? Стоит ли безоговорочно соглашаться, что Hyperloop окажется удачнее (суммарно, т.е. не только в похабном кратковременном денежном смысле) хороших транспортных схем (так как, к примеру, железная дорога — это не только рельсы, но и новые рабочие места, новые посёлки, новая инфраструктура)? Мы верим гению, тянемся за ним, а это влечёт перекос в распределении грантов и контрактов, венчурном финансировании, в стартапах. Допустите, что Маск обязан своим успехом очевидному везению, случайности — и окажется, что мы строим строение будущего на песке!
Не требуется, да и не нужно, преуменьшать талант «великих одиночек». О том же Маске сотрудника (кроме того анонимно) отзываются как об весьма умном, адекватном, талантливом на тяжёлые ответы начальник. Но верным отношением к таковой личности будет рассмотрение его успеха на фоне тех наработок, каковые он применял. Да, это сделает его звезду чуть менее яркой. Но прольёт так необходимый свет на мелких людей, на плечах которых он стоит.
P.S. В статье использованы иллюстрации Bill Brooks, Elon Musk.