Дизайнер Эми Рэдклифф (Amy Radcliffe) развивает их сохранения воссоздания и идею запахов в необходимый момент времени для усиления полноты ощущений. Созданное ей устройство “Мадлен” (Madeleine) сохраняет в памяти ароматный след любого человека, объекта либо места. Таким методом привычный визуальный образ дополняется его запахом и посильнее пробуждает воспоминания.
на данный момент процесс сохранения информации об запахе похож на съёмку первыми фотоаппаратами. Сильные запахи фиксируются за секунды, а дабы запечатлеть узкий запах, устройству нужно будет работать больше часа.
Для человека запах – обобщённое чувство, вызываемое в один момент многими источниками. Из-за физиологических изюминок восприятия появляется множество трудностей. Довольно часто сложно выделить основной источник запаха и отобрать пробу воздуха конкретно рядом с ним. Ветер может принести занимательный запах за много метров. В случае если малые объекты помещаются прямо под воронку и изолируются на время отбора пробы, то запах от более больших фиксируется в открытом режиме, и тут появляется вторая неприятность.
Личный запах в большинстве случаев отфильтровывается мозгом как привычный раздражитель, даже если он довольно сильный. Прибор не может на такую дифференцировку и прокачивает через адсорбент всё без исключение. Исходя из этого в настоящем примере узкий запах морского бриза легко будет перебивать запахи мыла и крема для рук, на каковые сам человек не обращал внимания на протяжении “съёмки”.
Мысль консервировать запахи появилась на проверенной технической базе. Метод в первой половине 80-ых годов двадцатого века внес предложение парфюмер и швейцарский химик Роман Кайзер. На объект направляется воронка прибора, и включается насос. Воздушное пространство с пахучими веществами прокачивается через стеклянную трубку с картриджем, что содержит адсорбент.
Роман Кайзер отбирает пробу запаха цветка. (Фото: nahreisen.ch.)
В современной версии он изготавливается из пористой ионообменной смолы на базе 2,6-дифенилфенола. Его полимер устойчив к действию атмосферной высоких температур и влаги, а средний диаметр пор 200 нм снабжает высокую ёмкость. Под торговым заглавием Tenax TA данный материал уже многие годы используется в газоанализаторах для мониторинга качества атмосферного воздуха.
В герметичном картридже при обычных условиях запах сохраняется месяцами, но в аналоговая природа для того чтобы метода записи диктует понятные ограничения. С каждым днём пример будет понемногу разрушаться, часть запаха при воспроизведении – улетучиваться. Исходя из этого следующим шагом видится воссоздание запаха.
Идея пребывает в том, что картридж с пробой воздуха не хранится у пользователя, а отправляется в специальную лабораторию. В ней выполняется анализ способами газовой хроматографии и весов-спектрометрии. Выделяются главные источники запахов – молекулы отдельных пахучих веществ. Потом из смеси препаратов подбирается максимально правильный аналог.
В будущем Эми Рэдклифф сохраняет надежду создать методику, разрешающую составлять достаточно правильное описание запаха в виде файла. В отличие от физического примера, файл возможно будет копировать без ограничений и передавать по Сети. Эми кроме того грезит о наступлении эры “обоняемого Интернета” через несколько лет. Исходя из этого собственной первоочерёдной задачей она видит не создание серийно производимого устройства, а привлечение внимания как возможно большего числа экспертов из различных областей к формированию направления в целом.
Сиссель Толаас воссоздаёт комплексные запахи в лаборатории. (Фото: University of California.)
Одну из первых попыток сохранить память о своеобразных запахах каждого места совершил доктор-гигиенист Жан-Ноэль Халле. В конце XVIII века он прошёл шесть миль на протяжении берегов Сены, старательно записывая в блокнот все чувствуемые запахи и выявляя их источники. Такая запись помогала проникнуться воздухом мест ему самому, но была фактически ненужной для других.
Швейцарский доктор наук Ханс Лаубе (Hans Laube) постарался усилить эффект погружения зрителей в воздух фильма за счёт соответствующих запахов. В первой половине 60-ых годов двадцатого века демонстрировалась картина “Scent of Mystery”, на протяжении просмотра которой кинотеатр наполнялся тридцатью различными запахами по ходу развития сюжета. Но из-за недостаточной вентиляции запахи накладывались друг на друга, а сидящие ближе к распылителю зрители чувствовали их значительно посильнее пребывавших поодаль. Дебют оказался спорный, и разработка Smell-O-Vision не взяла широкого распространения.
С аналогичной инициативой на более большом уровне в конце девяностых пробовала пробиться на рынок компания DigiScent. Она кроме того представила iSmell – концепт периферийного компьютерного устройства, испускающего определённый запах в зависимости от изображения на экране и талантливого делать ароматические оповещения. Всё разнообразие запахов должно было получаться из сочетания ста двадцати восьми базисных. В мае 2006 года редакция издания PC World назвала iSmell одним из двадцати пяти самых неудачных технических изобретений.
iSmell (фото: sherweb.com).
Кроме DigiScent, мысль “цифрового запаха” развивалась множеством вторых больших компаний. В 2004 году France Telecom представила Kaori Web – устройство с шестью ароматическими картриджами подобного назначения. Его тестировали в интернет-кафе в течение года, но реакция визитёров была достаточно негативной.
Год спустя индийская компания SAV Products представила подобное устройство на выставке CES 2005. Оно так и осталось прототипом. В том же году сотрудники одного из университетов Испании создали дополнение языка XML Smell.
В 2007 году для продвижения идеи передачи запаха по цифровым каналам была создана компания Scentcom. Ей удалось добиться более правильного соответствия и довольно стремительной смены запахов за счёт решения проблемы загрязнения камеры устройства.
Разное использование “цифровой передачи запахов” по версии компании Scentcom (изображение: scentcom.co.il).
Scentcom применяла массив ультразвуковых микроизлучателей, каковые направляли распыляемые чистые вещества в неспециализированный поток воздуха за пределами устройства. Но кроме того такое ноу-хау и множество предложений о конкретных вариантах применения не помогли проекту. В последние три года о нём фактически не вспоминали.
на данный момент приобретает всё большее распространение применение запахов, основанное на ассоциативной памяти. Эми Рэдклифф собирается более подробно изучить последовательность известных феноменов восприятия для развития собственных идей. К примеру, в случае если продемонстрировать разрезаемый апельсин крупным планом, то многие почувствуют его запах а также вкус: сработает память. Исходя из этого для многих известных образов отпадает необходимость в создании высоких концентраций их запаха. Для усиления впечатлений хватит и лёгкого намёка, а малую распылённую дозу возможно стремительнее удалить из воздуха, избегая наложения запахов.
Второй увлекательный момент: в то время, когда в рекламе многократно показывают реакцию людей на определённый запах, то кое-какие подхватывают её, почувствовав данный запах в действительности. Такое поведение не всегда происходит осознанно. Действие через запах – это собственного рода низкоуровневый доступ к психологическим процессам, в особенности неосознаваемым.