Сейчас начинающие предприниматели в Российской Федерации не через чур серьёзно подходят к обдумыванию бизнес-модели и маркетингу собственных проектов. К сожалению, статистика такова, что как правило маркетинговые расчёты не делаются, и более того, часто оказывается, что ребятам удаётся создать кроме того трудящийся прототип, но всё равняется на этом этапе они не до конца знают, для кого, фактически, всё это делается.
Думаю, подобное отношение стартаперов к бизнес-части проектов кроме того нельзя назвать халатностью. На мой взор, это недочёт отечественной совокупности образования, которая никак не прививает культуру предпринимательства подрастающему поколению. Все страны с развитой экономикой (я говорю о США, Германии, Японии, к примеру) на сегодня прошли одинаковый путь: сначала в этих странах оказались первые предприниматели, часть из них добилась признания и, вырастив собственные компании, купила "стаж работы" в инновационном бизнесе. Эти люди стали собственный опыт тиражировать и смогли воспитать собственных последователей, каковые, со своей стороны, сами стали успешными предпринимателями и сейчас готовы делиться накопленными навыками и знаниями с парнями. Российская Федерация же до тех пор пока переживает только первую стадию этого процесса – у нас уже имеется собственные истории успеха, но как-то культуры менторства всё ещё в русском бизнес-среде нет.
Предпринимательству возможно и необходимо учить, и преподавание каких-то баз ведения бизнеса в обязательном порядке должно быть включено в отечественную совокупность образования. Учить предпринимательству необходимо не в отдельных школах для «избранных», а во всех общеобразовательных учреждениях. Первые подобные школы снова же выпустят на рынок предпринимателей, реально владеющих компетенциями, без которых в бизнесе делать нечего; иначе, из стенку этих первых школ выйдут и люди, каковые станут учителями и продолжат учить парней.
То, что в Российской Федерации до тех пор пока подобный механизм не запущен, связано, само собой разумеется, с юностью отечественной венчурной индустрии в целом. В Москве о цивилизованном бизнесе произошло сказать, пожалуй, с 2000-х, в регионах, возможно, с предпринимательской активностью туговато и сейчас…
Так что винить отечественных стартаперов в том, что они некомпетентны, сложно. Совершенно верно так же в низком уровне их знаний о бизнесе не виноваты ни компании, ни политики, ни государство. Легко страна сейчас находится на таком этапе развития, при котором сама экосистема предпринимательства сложиться опоздала. Ну а чтобы случилось изменение обстановки, пожалуй, упрочнений одного вектора – скажем, госполитики либо активности общества – не хватает. Дабы предпринимательство в Российской Федерации «получило», нам нужно будет потратить большое количество времени и большое количество денег, по причине того, что изменение людской сознания (а ведь как раз о способе и сознании видеть мир сегодняшних стартаперов мы говорим) – неизменно вопрос долговременной возможности.
На меня, быть может, на данный момент набросятся приверженцы тезиса о том, что «предпринимательству нельзя научить – предпринимателем возможно лишь появиться». Говоря о том, что необходимо вкладывать знания о бизнесе в головы школьников и студентов, независимо от профиля их обучения, я имею в виду пара иное. Принципиально важно то, что человеку, появившемуся предпринимателем, расти будет намного легче, в случае если уже со школьных лет ему говорят о том, что такое бизнес и как руководить собственной компанией. Я знаю это на своем опыте. В то время, когда я выпускался из школы, я полностью не воображал, что мне нравится в жизни и чем я по большому счету желаю заниматься. Казалось бы, окончание школы – это этап, в то время, когда человек уже как-то себя идентифицирует, что сооружает какие-то предстоящие жизненные замыслы, но я (не смотря на то, что был, кстати, отличником и постоянно отличался прилежанием) вправду понятия не имел о том, чему я желаю посвятить собственную жизнь. И я пробовал себя в различных сферах, экспериментировал с областями собственного интереса – и все желания и свои стремления нашёл, лишь пройдя путём ошибок и проб. Так вот, если бы в моём школьном курсе был предмет, который связан с предпринимательством, я совершенно верно бы «загорелся» и с уверенностью поступил бы по окончании школы на одну из профессий, которые связаны с развитием бизнеса.
Ещё легче мне было бы, если бы рядом со мной был наставник – человек, разбирающийся в том, как вести собственный бизнес и готовый ответить на многие мои вопросы. В Российской Федерации же, нужно сообщить, совокупность наставничества полностью отсутствует, тогда как она будет частью отечественной предпринимательской культуры, разрешив более умелым предпринимателям делиться своим опытом с «ньюби». Наряду с этим, кстати, самим «ньюби» отнюдь не обязательно идти тем же путём, которым когда-то прошли их учителя, но переданные знания окажут помощь начинающим не совершить неточностей, обычных для всех предпринимателей.
Я, кстати, отличаю понятие «ментор» от понятия «наставник», подразумевая под этим словом человека, что дает более предметные консультации по отдельным вопросам (скажем, патентовед либо сторонний пиарщик), в отличие от наставника, что делится опытом работы в какой-либо сфере либо рыночной отрасли в целом, без привязки к конкретному продукту.
Предохранить стартап от важных неточностей может лишь человек, сам вырастивший одну либо пара компаний
Сейчас в Российской Федерации в стартаперской среде весьма распространено негативное отношение к прошлым знаниям, к эмпирии прошлых поколений. «Это вчерашний сутки», – говорят те, кто сейчас сооружает бизнес, рассуждая о том, нужен ли ментор либо наставник их проекту, либо не нужен. Иначе, сами успешные предприниматели готовы делиться опытом с молодёжью. Довольно часто люди, уже достигшие в жизни многого и получившие миллиарды, говорят собственные истории полностью безвозмездно. Кто-то делает это для самого осознания того, что он есть для кого-то примером для подражания; кто-то желает удовлетворить собственную потребность признания (которая свойственна нам всем, нужно сообщить)… Ну а кто-то – бесплатно для того, дабы ощущать, что он, сам сделав мир лучше, учит и других делать это. По моему глубокому убеждению, как раз такая логика свойственна наставнику, что делится знаниями не для того, чтобы получить прибыль (как замотивированы менторы, в большинстве случаев приобретающие маленькую долю в проекте – 3-5 процентов), а дабы послужить источником либо транслятором знаний. Думаю, наставник – собственного рода «евангелист» знаний, талантливый бесплатно трудиться на благо человечества.
Так что, возможно, нельзя научить человека гибкости ума, инновационной хватке, но возможно передать в его руки инструменты, которыми принято трудиться в бизнесе, и научить не цепляться за те камни, о каковые спотыкались его предшественники.