Не забывайте, в юные годы мы грезили о том, как везде-везде будут роботы? С роботами не получилось, но их место заняли дроны. Не такие умелые, не такие самостоятельные, не всегда надёжные, они всё-таки удачно пробуют ногами, колёсами и лапами практически каждую среду, где человек обитает и трудится. Дроны реют над головами, дроны подминают асфальт, дроны приучаются к распутью. И именно на данный момент они открывают для себя ещё одно опытное пространство, вытесняя человека: океан. На удивление как раз тут их использование оборачивается немедленными огромными пользами.
«Плавать по морю нужно, жить не так уж нужно» — говорили древние, подчёркивая разом все опасности и пользу морских дорог. Но хоть освоением водных просторов Человек разумный занимается всю собственную историю как вида, о океанах и морях мы и сейчас знаем значительно меньше, чем, например, о поверхности Луны. Океанские просторы столь широки, глубины так недоступны, а цена нахождения в море так громадна, что и сейчас мы ещё в состоянии утратить в том месте огромный самолет, месяцами его искать и остаться ни с чем в итоге. Непременно, если сравнивать с эрой Великих географических открытий техника очень сильно продвинулась вперёд, но море остаётся тайной: торговый флот ходит узкими изученными дорожками, а отдельные изыскательские проекты (наподобие тех, что спонсирует Эрик Шмидт) погоды не делают. Представьте лишь, дни работы научного судна стоят от десятков до сотен тысяч долларов! Вот тут и понадобились дроны.
Wave Glider отправляется изучить тропический циклон.
Айтишники точно не забывают случившуюся года три назад необычную кадровую перестановку: Джеймс Гослинг — живая легенда, папа Java и по большому счету столп ИТ — променял Oracle и Гугл на место главного софтверного архитектора в мало кому известном американском стартапе Liquid Robotics (LR). Так вот занимается LR как раз океанскими дронами и очень преуспел.
Основанный в 2007 году, он в первый раз показал собственный потенциал практически сразу после прихода Гослинга: его плавающие дроны установили всемирный рекорд по длительности нахождения независимых аппаратов в море, проделав приблизительно за год постоянного плавания путь в тысячи километров через штили и тихоокеанские шторма. Компания и по сей день ещё относительно мала (сотня с маленьким сотрудников) и в далеком прошлом не единственная: эксплуатацией и проектированием морских дронов занимаются пара подобных по размеру фирм (не забывайте Bluefin Robotics, помогавшую искать MH370?), но в общем и целом сосредоточившись на одной, возможно составить представление о всех.
Детище Liquid Robotics — Wave Glider, непроизвольный плавающий аппарат очень необыкновенной конструкции. Он складывается из двух частей. Верхняя, неизменно находящаяся на поверхности воды, по форме и размерам напоминает доску для сёрфинга (разве что толще, дабы уместить всё электронное оборудование). Прочным канатом она связана с нижней частью — висящей шестью метрами ниже под водой и оснащённой шестью парами крыльев. Такая конструкция разрешает применять энергию волн для перемещения. Пара упрощая (подробный ролик имеется на сайте компании), фокус вот в чём: верхнюю платформу всегда таскают волны, в то время как нижняя неподвижна — и отличие, направлением рулей и крыльев, вероятно преобразовать для движения всего аппарата в нужном направлении. Скорость мала, сравнима со скоростью пешехода, но перемещение не прерывается ни на 60 секунд — так как и беспокойство на море не заканчивается ни при каких обстоятельствах (на случай штиля и сильного течения, но, предусмотрен электрический движитель).
Wave Glider.
Вот так, метр за метром, дни за днями, Wave Glider покрывает огромные расстояния. Несколько лет назад он уже доказал, что Тихий океан для него не неприятность. в наше время же летом удачно пережил ураган в Южно-Китайском море: шторма причинили многомиллионный ущерб прибрежным территориям, а конструкторы дрона только робко увидели, что функционирование аппарата шло в номинальном режиме. Он плыл и собирал эти, чего ни один надводный обитаемый аппарат в таких условиях, конечно же, сделать бы не смог.
Wave Glider способен подчиняться командам по радио либо направляться заданной программе. Электронный «мозг» его, действительно, питается не от волн, а от солнца: верхняя платформа покрыта панелями солнечных батарей, каковые заряжают литий-ионный аккумулятор и удовлетворяют потребности бортовой электроники — в задачи которой входят коммуникации (спутниковый канал, сотовый, кроме того Wi-Fi), навигация, сбор информации об окружающей среде (погода, течения, рельеф дна, биология и пр.). Последняя модификация Wave Glider способна играть роль необычного плавучего сервера, в настоящем времени обрабатывающего громадные количества данных и предоставляющего информационные сервисы окружающим дронам либо судам. Без сильных ИТ тут не обойтись — и вот где помог Гослинг: под его управлением была создана облачная ОС Regulus (база: Linux + Java), превращающая неорганизованную свору дронов в действующий скоординированно рой.
По большому счету оказалось так, что пользуются спросом были не столько сами дроны, сколько собираемая ими информация. Две с половиной много аппаратов Wave Glider сейчас сознательно ходят, к примеру, через шторма, предоставляя неповторимые сведения для погодных моделей труднопредсказуемых явлений. Количества измеряются терабайтами — Big Data в полный рост! — а все университеты, ведомства, бизнесы, заинтересованные в доступе к этим данным и сервисам, непросто кроме того перечислить. океанография и Тут, и метеорология, и изучения внешней среды, кроме того безопасность. Но самым богатым клиентом, непременно, стал нефтегазовый сектор.
Эксперты говорят так: используемые сейчас в «нефтегазе» техника и разработки устарели, примитивны. Это по большей части хорошие ответы: суда, буи, самолёты, каковые дороги и неотёсанны. Дроны не только делают операции разведки, изучения, обслуживания дешевле (вдесятеро — легко), но и ускоряют их, и уменьшают яркое участие человека, что здорово отражается на рисках, каковые в море опять-таки весьма дороги. В следствии на данный момент наметился тренд на совместные фирмы: разработчики углеводородных ресурсов кооперируются с дроностроителями — и, вместо полноценного корабля с командой, на монотонную вахту по изучению нового района отправляется рой дронов а-ля Wave Glider. Они собирают эти с подводных сенсоров, оценивают состав воды, рельеф дна: всё это примеры из практики.
Громадный спрос, платёжеспособность клиентов, отсутствие докучливых регуляторов (ох, сколько крови попортивших строителям дронов авиационных!) приносят собственные плоды. Флот морских дронов растёт завидными темпами: одна лишь Liquid Robotics ежегодно увеличивает численность собственных аппаратов приблизительно в два раза. В ближайшее время — стремительный доступ к информации о происходящем в любой точке на площади двух третей мирового океана. Начало эры, как минимум.