Все увлечённые люди страдают неспециализированной болячкой: они верят, что именно им суждено поменять движение событий. И это мешает оценивать обстановку трезво. Не забывайте, с каким маниакальным упрямством Стив Джобс собирал «Макинтош», а позже NeXT — отказываясь признавать, что рынок до тех пор пока ещё не разделяет его страсти к таким эргономичным, но таким ещё сырым новым разработкам? Глава Tesla Motors Элон Маск сейчас в похожем положении.
Воображая новый электромобиль в окружении толпы восторженных поклонников, он не моргнув глазом именует новинку «первым по-настоящему дешёвым электрокаром». И хоть в его словах имеется действительно, хоть сами его слова на действительность несомненно воздействуют, действительность всё-таки более сложна и менее прекрасна, чем он её рисует. И это, как ни необычно, прекрасно!
Tesla Motors Model 3.
Model 3 — четвёртый по счёту автомобиль Tesla Motors и третий актуальный, вдобавок к создаваемым на данный момент компанией Model S и внедорожнику Model X (кстати, продаются они в пропорции 6:1). Это пятиместный седан, вобравший всё лучшее, что было отработано на предшественниках. Космический дизайн снаружи (цельностеклянная крыша!) и внутри, космическая же динамика (до «много» за 6 секунд), автоматизация рулёжки, безотносительная бесшумность, запас хода на уровне ДВС-соперников (больше 300 километров), беспрецедентная вместимость (два багажника), непревзойдённая безопасность.
Кроме того будь эта машина бензиновой, у неё нашлись бы поклонники. Но она электрическая и оценена всего в 35 тысяч долларов за базисную конфигурацию — и это ещё без учёта всевозможных скидок, каковые ей, как электромобилю, само собой разумеется надеются (со скидками в Соединенных Штатах получается приблизительно $28K). Поставки, действительно, начнутся лишь через полтора года, но об этом позднее. Пока же предзаказ оформили уже практически триста тысяч людей.
Что такое $35K в тех же Соединённых Штатах (каковые, как ожидается, останутся главным рынком для Tesla Motors в ближайщее время)? Это примерная средняя удельная стоиость нового автомобиля . Исключив из рассмотрения внедорожники, возьмём, действительно, сумму ощутимо меньшую (уже в районе $25K), но кроме того при таких условиях Макс, в общем, не соврал: Model 3 вправду близка к среднестатистической легковушке, дешева и привлекательна функционально более чем для трети домохозяйств.
Как удалось на такую цену выйти, поскольку это, грубо, в два раза дешевле прошлых моделей Tesla? На данный счёт единого мнения нет, а Маск, конечно, карты не раскрывает. Но ясно, что дорог экономии всего два. Первый — унификация и упрощение конструкции: в Model 3, к примеру, отсутствует кроме того приборная панель в хорошем понимании, всё сведено на единый 15-дюймовый дисплей, а часть подробностей взаимозаменяема с прошлыми моделями компании. Второй — новый аккумулятор.
Простенько и со вкусом: вот и вся приборная панель Model 3.
Аккумулятор электромобиля — по совести, отдельная история. Производители машин (и Tesla в их числе) не делятся подробностями, но считается, что цена аккумуляторной батареи в общей цене электрокаров образовывает сейчас от четверти до половины. Любой киловатт-час ёмкости обходится приблизительно в $300 — что, само собой разумеется, большое количество, но впечатляет, в случае если отыскать в памяти, что всего-то шесть лет назад цифра была в три раза большей. Специалисты предрекают, что первый, кому удастся опустить планку до $150, спровоцирует всплеск массового интереса к электромобилям. И основной претендент сейчас определился: команде Элона Маска разумеется удалось решить эту задачу либо по крайней мере приблизиться к ответу ближе вторых.
Частично они забрали масштабами: в Неваде достраивается «Гигафабрика», которая сделает Tesla Motors наибольшим мировым производителем литий-ионных аккумуляторная батарей. Частично — новыми разработками: имеется сведения, что им удалось заметно расширить удельную ёмкость, не ухудшив эксплуатационных качеств батареи.
По окончании для того чтобы, дабы мечта о массовом электромобиле стала действительностью, Маску остаётся «мелочь»: ускорить конвейер приблизительно в четыре раза — так как до сих пор его компания произвела только немногим больше ста тысяч машин, в то время как первая же семь дней по окончании презентации Model 3 принесла предзаказов в два раза к этому числу! До сих пор увлечённость Элона выходила клиентам боком: Model S солидную часть собственной истории поставлялась медленней замысла, Model X не поставлена в нужном количестве и сейчас, а все предзаказы на Model 3, по сторонним оценкам, удастся удовлетворить не стремительнее чем за год, что свидетельствует, что кое-какие из заказавших на данный момент, возьмут собственный автомобиль лишь в 2019-м году! Не самая приятная возможность — и это не учитывая возможных неприятностей с качеством (прошлой в осеннюю пору издание Consumer Reports — рупор общества по защите прав потребителей в Соединенных Штатах — отозвал собственную хорошую оценку для Model S по окончании волны негативных откликов клиентов: то крыша протекает, то с зарядкой неприятности, то ещё что-нибудь).
Но основной неожиданностью может стать то, чего Маск и его фанаты по обстоятельству собственного неумеренного оптимизма подмечать не хотят: рынок дешёвых электромобилей уже оформился! Прямо на данный момент в продаже имеется пара автомобилей — Nissan Leaf, BMW i3, Renault Zoe — каковые близки по чертям к заявленным для Model 3. Да, от модели к модели их параметры очень сильно изменяются: одни дешевле, другие дороже, одни менее динамичны, другие более. Но все они уже продаются, а к моменту, в то время, когда Model 3 сойдёт со стапелей, вероятнее, выйдут уже вторым поколением, а к ним добавятся новые, наподобие всецело электрического Шевроле Bolt, на что возлагаются большие надежды. Так что Model 3 возможно и станет самым броским, но никак не первым представителем племени дешёвых электрокаров.
Это не лучшая новость для Tesla Motors, но для всех нас она совершенно верно лучше того «чёрно-белого» будущего, которое рисует Маск. Тот факт, что рынок дешёвых электромобилей сформировался и на нём уже имеется какая-никакая борьба, разрешает приверженцам «чистой энергии» предпринимать шаги, немыслимые ещё сравнительно не так давно. Так практически пару дней назад в Голландии началось обсуждение законопроекта, запрещающего с 2025 года продажу новых бензиновых и дизельных машин. Принимая к сведенью, с каким обожанием власть и общество в том месте относятся к электромобилю (в сумме набор льгот один из лучших в мире), шансы у нового закона быть принятым важные.
«Электрический пыл» пара остужает тот факт, что продажи всех электромобилей до тех пор пока укладываются в пределы статистической погрешности в отчётах о продаже машин хороших — другими словами измеряются десятками тысяч в год для каждой раздельно забранной модели. Но тут-то и понадобится «новый Джобс». Рынок оценил крутизну, но пока не осознал удобства новинки. Дабы втолковать это весам, нужен весьма увлечённый человек. Если судить по предзаказам Model 3, Элон Маск на такую роль годится.