Если вы замечаете за «творческим беспорядком», творящимся в области авторских прав и интеллектуальной собственности, то согласитесь: старуха Европа стоит особняком от молодого-тёплого Нового Света. Это в Штатах обыкновенно испытывают новшества, от которых у стороннего наблюдателя лезут на лоб глаза, Европа же идёт следом, или так же лишь замечает.
Но, не редкость, отличается и она. К примеру, как раз в Европе первыми приняли к выполнению право гражданина «быть забытым» (докатившееся в наше время до нас). А на данный момент в том месте вынашивается очередная новаторская инициатива, от которой не в восхищении большая часть самих европейцев, а уж людям со стороны она и вовсе думается сумасшествием. Обращение, в случае если грубо, о запрете на фото/видеосъёмку, и воспроизведение любыми вторыми методами (включая рисование от руки) архитектурных памятников и других недвижимых объектов в публичных местах.
Сюжет данной драмы крутится около трудноформулируемого понятия «свободы панорамы» (потом для краткости: СП). Так как как принято в авторском праве? Обладатель копирайта имеет эксклюзивные права на объект (скажем, книгу) — и может осуществлять контроль его распространение. Но как быть, в случае если речь заходит об объекте, неизменно маячащем на виду у всех: необыкновенном строении, скульптуре, архитектурном комплексе и тому подобном? В таких случаях прекрасно бы сделать исключение из правил: разрешить всем желающим запечатлевать его и воспроизводить снимок без спросу и ограничений. Это и имеется свобода панорамы. Но, потому, что понятие копирайта молодое (три столетия, начали англичане) и неестественное, СП приходится прописывать в законах очень.
Другими словами, копирайт, само собой разумеется, вещь нужная: она даёт автору эксклюзивные права на произведение его труда на некое время — и тем создаёт благоприятные условия (потрудился — получи!). Но свобода панорамы, в отличие от копирайта, имеется совсем естественная вещь, сократить которую либо запретить… да мыслимо ли по большому счету? Но с возникновением фотографии и особенно с цифровой революцией данный вопрос прекратил быть теоретическим: ни при каких обстоятельствах ещё не было так и воспроизвести известный глазу картину — так не в накладе ли остаются владельцы и архитекторы сооружений и зданий?
Фактически, СП местами уже ограничивают. Во Бельгии и Франции, к примеру, она ограничена в значительной мере. В этих государствах, в случае если объект господствует на местности (и на изображении), вы так же, как и прежде имеете возможность его запечатлеть, но вот для публикации снимка либо рисунка в газетах либо соцсетях потребуется разрешение правообладателя. Данный факт широко известен применительно к Эйфелевой башне: на неё саму копирайт, само собой разумеется, в далеком прошлом истёк, но не на её совокупность художественной ночной подсветки, смонтированную в нулевые. Второй, менее узнаваемый пример, это брюссельский Atomium — здание и аттракцион, обладатель которого очень ревностно смотрит за соблюдением собственных прав (исходя из этого, например, в «Википедии» нет снимка сооружения: соответствующая статья иллюстрирована фотографией модели).
Имеется как минимум и одна европейская держава, где действуют более строгие правила: Италия. Три года назад, в то время, когда всё та же Wikipedia проводила фотоконкурс «Вики обожает монументы», кроме того произошёл скандал, потому, что публиковать работы итальянских участников выяснилось нереально (лазейку нашли, но об этом позднее). Наконец, в Российской Федерации, с правками прошлого года, свобода панорамы ограничена, думается, лишь в «коммерческих» случаях, но формулировка казуистическая, исходя из этого в случае если это может вас коснуться, лучше изучите её сами.
В общем и целом до последнего времени складывалось чувство, что законодательная практика тяготеет к повсеместному ослаблению ограничений и возможной скорой полной отмене таковых для свободы панорамы. И вот сейчас нежданно Европейский союз сделал ход в обратном направлении. Да какой! В рамках очередной перетряски законов об авторском праве, в Парламент EC внесена инициатива полного запрета СП на территории ЕС.
Вообразить Европу без свободы панорамы с одной стороны легко, с другой — поразительно тяжело. Начните снова же с «Википедии»: много тысяч, если не миллионы изображений подлежат удалению, быть может, окончательно — в случае если запросы к правообладателям останутся без ответа, будут отклонены либо возвратятся с требованием финансовой компенсации. Пострадают СМИ — каковые погрязнут в разбирательствах и запросах. Пострадают кроме того соцсети! Не только вследствие того что воспроизведение снимков для всех, не считая участников семьи, должно будет соответствовать тому же принципу «законности» (и смотреть за этим правоохранительные органы будут вынуждены так же строго, как за музыкой, программным обеспечением и фильмами сейчас), но и вследствие того что кроме того несложная закачка фотографии в персональный альбом, скажем, на Facebook также потребует разрешения от правообладателя запечатлённых объектов, потому что Facebook (по условиям соглашения с пользователем) в праве на коммерческое применение личного контента.
Наконец, не ожидайте, что в случае если правообладателям будут предоставлены эксклюзивные права, они ими не воспользуются из благородства. В обязательном порядке воспользуются и будут потребовать финансовое вознаграждение, как это происходит в упомянутых выше Италии, Франции, Бельгии.
Ничего необычного, что под петицией за сохранение СП стоит уже больше 300 тысяч автографов. И лично Джимми Уэльс не поленился написать статью, в которой призвал европейцев к действию (хотите и дальше делиться фотографиями безвозмездно — напишите участникам Парламента EC!). Плюс не заканчивается поток превосходных панорамных снимков, подвергнутых «копирастической» ретуши: они демонстрируют, как будет смотреться мир без свободы панорамы (кое-какие из них иллюстрируют сегодняшнюю колонку).
Имеется, действительно, и оппоненты — полагающие, что паника поднята зря. Во-первых, кроме того в государствах, где СП под запретом, опыт говорит, что запрет удаётся обойти. Так, в упомянутой выше истории с фотоконкурсом, итальянцы столковались с местными властями и воспользовались лазейкой в законе: оказывается, в случае если фотографии употребляются с целью популяризации туризма, их возможно публиковать безвозмездно и без разрешения. Во-вторых, имеется надежда на то, что кроме того в случае если ответ будет принято (голосование 9 июля), воплотить его в судьбу окажется весьма сложно из-за ужасной бюрократии в ЕС: из Парламента EC инициативы переправляются в Европейскую комиссию, где многие из них и хоронятся (как, наверное, похоронено ответ поделить Гугл надвое).
Но, в любом случае происходящее говорит о том, что инквизиторам от авторского права — «копирастам», как их именуют в обиходе — ещё имеется куда двигать общественное мнение и закон. Копирайт остаётся неотёсанным, не хорошо отшлифованным инструментом. Конфликты ещё предстоят.