Утопия тотального осетенения

Говорят, в цивилизованном обществе благотворительность — необходимый атрибут образа успешного человека. Но кроме того принимая это как факт, страсть с которой американские интернет-гиганты планируют осетенения третьего мира, выглядит странной. взглянуть на Facebook и Google: они практически лезут из кожи вон, собираясь подключить к интернету миллиарды человек в регионах, куда и несложная сотовая связь-то ещё не добралась.

У Цукерберга имеется Internet.org (партнёрство с наибольшими производителями мобильных приложений и устройств), имеется Facebook Zero (бесплатный ограниченный доступ к соцсети с несложных мобильников), двадцать с лишком млд дол он дал за WhatsApp (практически оплатив доступ в страны третьего мира, где данный мессенджер особенно популярен). Тем временем Гугл сооружает сверхвысотные дроны и стратостаты (Project Loon, беспроводный интернет из стратосферы; в наше время летом прошли первые масштабные опробования в Южной Америке), а пару дней назад положила миллиард в совместный со SpaceX проект запуска аж пяти тысяч микроспутников, каковые обеспечат скоростной интернет-доступ любой точке планеты.

Лёгкость, с которой улетают десятизначные суммы, впечатляет, но растолковывают щедрость просто: учтите , что к Сети будут подключены ещё как минимум четыре миллиарда человек — и затраты прекратят казаться чрезмерными (а уж тем паче – филантропическими). Так что скептики до поры до времени молчали. Но в последние месяцы идею тотального осетенения человечества начали разглядывать под новым углом. Дело в том, что сам "стаж работы" названных выше компаний в государствах т.н. третьего мира продемонстрировал, что желаемые миллиарды не охваченных Сетью землян отличаются от нас («золотого миллиарда»!) сильней, нежели легко отсутствием современной доступа и электроники к цифровым коммуникациям. Это люди со собственными запросами, привычками, возможностями — и совсем не факт, что обозримой перспективе на них возможно будет получить какие-нибудь деньги, тем более способами, отшлифованными в успешных районах Почвы.

Посмотрите на Facebook! Компания огромна и увеличивается. Её активная аудитория близка к полутора миллиардам голов, а годовая выручка перевалила за $8 миллиардов — сделанных в основном рекламой. Казавшаяся неразрешимой задача мобильного адвертайзинга в далеком прошлом решена: три четверти финансового дождя льются на Цукерберга сейчас с мобильных устройств, а часть пользователей, трудящихся с мобильным приложением, ещё больше.

Но, в особенности ярко в прошедшем сезоне, обозначился необычный разрыв в это же время, где компания получает деньги и где она «получает» новых пользователей. Аналитики шутят сейчас, что «Фейсбук» — несколько, а два бизнеса, преследующих любой собственную цель, действующих в различных регионах радикально разными способами.

Так получает Facebook на пользователях из различных регионов.

Деньги она делает большей частью в успешных регионах планеты — Европе и Северной Америке. Подсчитано, что любой клик по её рекламным объявлениям в Норвегии, к примеру, приносит Facebook практически полтора американского доллара. Наряду с этим компания кроме того ведёт умную игру, искусственно уменьшая количество рекламных площадок, что (по крайней мере на данный момент) непропорционально очень сильно толкает цены вверх и благоприятно отражается на пользователях (каковые видят меньше рекламного мусора). Доход с пользователя растёт тут (грубо) на десятки процентов в год. Но рост социальный закончился, а местами обернулся спадом: в Соединённых Штатах, к примеру, отмечен резкий спад интереса к наибольшей соцсети со стороны подростков (13-17 лет). В лучшем случае она может похвалиться тут однопроцентным ростом аудитории.

Обратная картина в государствах третьего мира. Денег в том месте разумеется меньше, так что в бюджете Facebook страны наподобие Венесуэлы (5 центов на клик: сравните с Европой!) составляют только одну четверть. Но пользовательская масса тут растёт пятикратно стремительнее развитых государств. И этим, само собой разумеется, грех не воспользоваться, что компания совершает: не забывайте, как, приобретя WhatsApp, Цукерберг поставил новым сотрудникам задачу на годы вперёд расти не смотря на прибыль?

Формально, неприятность не столько в бедности развивающихся государств, сколько в технической отсталости. Спрос на рекламу имеется везде, но интернет-каналы узки, видеообъявление через них не протащишь, да кроме того и текстовое объявление на несложном мобильнике (не смартфоне) втиснуть в поток новостей непросто. Следовательно, стоит попытаться подтолкнуть технический прогресс в этих регионах — чем, фактически, Цукерберг, Пейдж, Маск на данный момент и занимаются. И дело это, конечно, не стремительное, Марк отводит на него от пяти до десяти лет. Но — возвращаясь к тому, с чего мы начали — сейчас всё чаще звучит вывод, что неспособность интернет-гигантов получить деньги на третьем мире обусловлена не только не сильный технической базой, но и кое-чем похуже, в частности принципиально иным характером применения цифровой техники.

Очень сильно упрощая возможно заявить, что сам по себе доступ к современным коммуникациям и сложной электронике ещё не гарантирует, что человек, живущий на один доллар в сутки, начнёт использовать планшетку либо смартфон так же, как это делает его ровесник, находящийся в собствености к золотому миллиарду землян. Для большинства из нас мобильная электроника — собственного рода премиальный продукт: вам будет скучно и некомфортно без смартфона, но вы без него не погибнете. Третий мир тревожат иные неприятности — и электронику в том месте применяют соответственно.

Мегабитный интернет не добавит крестьянину из Индии либо Кении котлет в холодильнике, да и холодильника у него вероятнее также нет. Электричество, питьевая вода, борьба за урожай, прочие банальности и «медицина» не требуют вычислительной техники и стремительного интернет-доступа, способны без них обойтись. В случае если же мобильник у человека всё-таки появляется, его и применяют для ответа всё тех же сугубо практических задач: сообщение, платежи, информация о стоимостях.

Несколько лет назад исследователи, оценив результаты известной программы One Laptop Per Child в Перу, продемонстрировали, что, радикально улучшив доступность вычислительной техники, программа никак не отразилась на свойствах ребёнка в языках и математике. В противном случае говоря, это лишнее подтверждение, что само по себе впрыскивание высоких разработок не ведет к фундаментальным трансформациям в обществе. Общество должно «дозреть» до смартфонов, планшеток, ноутбуков, мегабитных каналов само, своим ходом.

Те же индийцы либо африканцы не откажутся от быстрого интернета и дешёвых мобильников: вау-фактор трудится в том месте так же превосходно, как и в Северной Америке, и в Европе. Но удастся ли покровителям компенсировать затраты? Мысль тотального осетенения обретает ощутимый утопический привкус…

P.S. В статье использованы иллюстрации Brett Jordan, Geraint Rowland, Zoriah, Qz.com.

6 ЛУЧШИХ ЛАЙФХАКОВ В МИРЕ


Похожие статьи: