Стало быть, поехали! роботакси уже на улицах

Финиш лета — начало осени ознаменовались прорывом в индустрии робокаров: сходу две компании начали открытую эксплуатацию роботакси в настоящих условиях. Про одну вы совершенно верно слышали: Uber в Питтсбурге, США. Про другую, быть может, нет: также американская nuTonomy, но в Сингапуре. И не обращая внимания на различные государства, и технику, и освещение в массмедиа, в этих историях больше неспециализированного, чем думается. Самое основное — они выполняют линии: всё, робокары вошли в нашу жизнь!

Но, в первом приближении оба проекта — только жалкая пародия на бизнес. Вернее было бы назвать их продолжением опробований, разве что сейчас с участием добровольцев. У nuTonomy меньше пяти автомобилей (маленькие Mitsubishi), катающихся лишь по одному району Сингапура (сущность: вуз-городу), под постоянным контролем сидящего за рулём техника-водителя. Uber ушла неподалеку: у неё дюжина гибридных седанов Ford Fusion, увешанных что ваш танк лазерами, сенсорами и камерами, но за рулём всё тот же неизменно готовый вмешаться шофер, а рядом ещё и айтишник,под контролем которого находиться процесс «изнутри».

Стало быть, поехали! роботакси уже на улицах

Uber создала робоначинку сама — приобретя для этого много сотрудников Carnegie Mellon University и пара стартапов. Суммарно на собственный робопроект она истратила уже больше миллиарда долларов (включая картографирование а также перестройку улиц). Большое количество? Но задачу создания роботакси компания вычисляет одной из самых ответственных.

Действительно, опыт Uber всё-таки смотрится более выгодно — и вовсе не из-за грамотной ставки на журналистов (которых, думается, они лишь и возили в первые дни). В отличие от вечнозелёного стерильного Сингапура, Питтсбург — настоящее проклятие автолюбителя: изрезанный мостами и реками (их тут практически полтысячи), с сложным рельефом и узкими улочками, с жарким летом, в то время, когда всё зарастает, и ледяной зимний период, в то время, когда ездить по буграм делается практически нереально, это хорошая задача. Ну и позже, уже в течение следующих месяцев Uber выпустит на местные улицы целую сотню роботизированных Volvo XC90, собираемых в сотрудничестве с производителем. В том месте также будут лидар, камеры, сенсоры, но по крайней мере они не кидаются в глаза.

Так вот, повторюсь, для скептиков всё это до тех пор пока только пиар. Да, жители и в самом деле смогут сейчас заказать роботакси, но о каком бизнесе может идти обращение, в случае если в машине обязаны сидеть один либо два технаря? По всей видимости, Uber и nuTonomy опередить на повороте Гугл, Apple и других — каковые также занимаются робокаром, но пока не рискнули «дать» собственные продукты простым людям.

Имеется у скептиков и второй довод: уровень качества робовождения не радует. Кроме того вымеряв город по сантиметру, кроме того составив статистическую модель уличного перемещения (как довольно часто, к примеру, на улице X едущие в левом последовательности прижимают к обочине правых), ни Uber, ни её оппонент, пока не смогли обеспечить ровной езды. Робокар, не редкость, бьёт по тормозам, излишне бурно реагируя на необычные манёвры соседей, не в состоянии самостоятельно поменять последовательность в некоторых обстановках (к примеру, при аварийной остановке транспортного средства перед ним), не осознаёт стоп-сигналов, выясняется парализован при встрече с необыкновенным (случай из судьбы: перебегающая дорогу ростовая кукла-курица) и т.д. Да, всё обещают исправить и очень многое кроме того уже в этом году, но сами осознаёте, это именно тот случай, в то время, когда обещаниями сыт не будешь.

Стало быть, поехали! роботакси уже на улицах

Так видит мир робокар.

И однако nuTonomy и Uber обеспечили пара очень ответственных подвижек, недооценивать каковые запрещено. И в первую очередь фактически доказали, что существуют города, в которых власть осознаёт, что регуляция следует за инновациями, а не наоборот.

Дать робокарам «зелёный свет», да ещё дать возить пассажиров — на такое нужна не только смелость, но и познание: что в случае если сделаем не мы, сделают другие, что правил дорожного перемещения для автоматических авто до тех пор пока нет, но и быть не имеет возможности из-за отсутствия опыта, что страхи в аналогичных случаях довольно часто преувеличены, а пользы по незнанию не видны. И потому, что такие города нашлись, возможно утверждать, что неприятность выпуска робокара на дорогу, казавшаяся одно время неразрешимой (и юридически, и психологически), частично уже устранена. Дальше и вторым будет легче — а также перешагнуть порог удаления человека из-за руля.

Во-вторых, кроме того данный, более чем скромный, опыт вынудил в открытую заговорить о бухгалтерии роботакси. Так как чем удачен автомобиль без водителя? Тем, что водителю не требуется платить. на данный момент, к примеру, Uber отдаёт трудящимся на неё таксистам (грубо) 80 центов с каждого заработанного американского доллара. Но представьте, что у неё появился собственный робопарк. Выручка махом вырастет впятеро — и это ещё не всё. Робокар сможет колесить по улицам полные дни, всю неделю, круглый год, прерываясь только на техобслуживание и заправку. Что со своей стороны не только ещё увеличит выручку, но и основное — на порядок сократит размер автопарка, нужного для исполнения того же количества поездок в единицу времени.

Стало быть, поехали! роботакси уже на улицах

Наконец, в-третьих, начал собираться бесценный багаж впечатлений несложных жителей от применения робокара. Да, в том месте всё ещё сидят инженер и водитель, готовые вмешаться при необходимости: касание органов управления отрубает автоматику, а на конечный случай предусмотрена кроме того кнопка «Стоп».

И всё равняется это уже робокар — с его необыкновенным поведением (к примеру, ощущая расстояние лучше человека, он, как выяснилось, склонен протискиваться в том месте, куда человек сунуться бы не рискнул, и по большому счету проезжать непривычно близко к препятствиям), с его монотонной «стариковской» манерой езды (в то время, когда лишь возможно, он держится правил, например, по скорости). Так как это страшно в конечном итоге — довериться роботу? Как весьма интересно? Не обнаружатся ли какие-то скрытые изюминки, преимущества либо недочёты?

До прошедшей семь дней все три пункта были чистой теорией. Сейчас, наконец, начал копиться практический опыт. И в случае если обойдётся без эксцессов, Uber и nuTonomy организуют фундамент того будущего, которое прожектёры рисуют нам уже через 10-15 лет. Что мы откажемся от владения автомобилем, что львиная часть авто будет практически либо самоуправляемой, что безопасность дорожного перемещения вырастет в разы и провалится сквозь землю целая профессия, кормившая миллионы человек с незапамятных времён.

Верите?

P.S. 29 сентября штат Калифорния официально разрешил опробования на дорогах неспециализированного пользования робокаров без подстраховки человеком.

голуби и Любовь (комедия, реж. Владимир Меньшов, 1984 г.)


Похожие статьи: