Мы привыкли ругать “Почту России” — и довольно часто на другими словами объективные обстоятельства. А вот американцы привыкли к обратному – к работе почтовых работ “как будто бы часы”. И тем сильней был шок от произошедшего несколько дней назад, в то время, когда их частные почтовые компании постиг настоящий паралич. Миллионы отправлений застряли на пересылке, и никто не имел возможности сообщить не только как не так долго осталось ждать они доберутся до адресатов, но и из-за чего это произошло по большому счету!
Почта в Соединенных Штатах — вещь увлекательная. Формально всем заправляет национальный гигант USPS, переваривающий (а также благодаря закреплённому конституцией праву на частичную монополию) практически 200 миллиардов отправлений в год. Но на деле большую часть корреспонденции, в особенности рабочий, переправляют частные конторы, наибольшими из которых являются UPS и FedEx. И тогда как USPS дышит на ладан, теряя миллиарды долларов каждый год благодаря конкуренции с интернетом, «частники» как раз благодаря интернету процветают.
На UPS приходится главная нагрузка (грубо, каждая вторая посылка из американских вебмагазинов пересылается через неё), FedEx ограничивается меньшим. И никто не ожидал, что именно то, что их кормит, в один раз их чуть не задушит. Но — факт: не дождавшись заказанных подарков к Рождеству, 25 декабря, американцы занервничали – и разразился натуральный национальный скандал.
Обстоятельство, по всей видимости, кроется не столько в выросшей покупательской активности в предпраздничный сезон (которая, по большому счету говоря, подросла очень робко — на единицы процентов к прошлому году), какое количество в неожиданном её смещении на последние предрождественские денёчки. Считается, что львиная часть «зависших» почтовых отправлений — это рождественские подарки, каковые, конечно, необходимо было успеть доставить до 25-го числа. А сегодняшний торжественный сезон, ко всему другому, выдался маленьким (он начинается с Дня благодарения, четвёртого четверга ноября, и потому длительность его от года к году различная). Так что спешить было нужно всем – сперва клиентам, позже интернет-магазинам, каковые должны были успеть извлечь товары со складов и разослать (они так как обеспечивали доставку до Рождества, дабы отвоевать клиента у офлайновых продавцов), а хуже всех, ясно, было нужно почтовикам.
Почтовые компании сохраняли бесстрастный вид до последнего, но на поднимающейся волне недовольства, ближе к Рождеству, начали сознаваться. UPS заявила, что количество аэропочты превзошёл её возможности по доставке, появлявшись больше самых храбрых прогнозов. FedEx сначала признавать проблему не хотела (дескать, все наземные посылки посланы в срок; про авиа молчали), но под давлением возмущённых клиентов сдалась и она: у неё, наверное, посылки застревали уже по окончании перелётов, в центрах складирования, откуда особенно торопящимся клиентам предлагалось их забрать.
Итог: все наибольшие ритейлеры и множество небольших, торгующие через Сеть — начиная с Amazon.com, Walmart и ниже — не смогли выполнить полностью обязательство доставить приобретения в срок. Масштабы бедствия ещё предстоит уточнить, продавцы только уклончиво говорят о «нескольких процентах пострадавших клиентов», но кроме того на данный момент ясно, что речь заходит минимум о сотнях тысяч людей: во время перед Рождеством ежесуточный поток отправлений лишь через UPS и лишь в Соединенных Штатах превышал 7 миллионов единиц, всего же по миру компания доставляла полтора десятка миллионов посылок каждые 24 часа. И несложными извинениями тут очевидно не отделаться: экспресс-доставка и доставка в гарантированный срок недёшевы. К примеру, подписка на опцию Prime у Amazon (доставка в двое дней) обходится в 80 долларов за год.
Придавленные критикой почтовики оправдывались как имели возможность. Появились, скажем, слёзные истории о тяжёлой доле сотрудников почтовых компаний, каковые в предрождественский период вынуждены трудиться чуть не по 100 часов в неделю, без выходных, отгулов и, упаси боже, отпусков (вспомните о них, в то время, когда усядетесь за торжественный стол!). Но больней всего случившееся ударило по ритейлерам. Не хотя жертвовать репутацией, Amazon дала обещание компенсировать все затраты на доставку задержавшихся приобретений, а сверху ещё и добавить 20-долларовую подарочную карту; Kohl’s — полностью оплатить запоздавшие приобретения, и т. д., и т. п.
Виновник «торжества», повторю, не установлен сейчас. Легче всего возложить вину на почтовиков, но комментаторы показывают и на интернет-торговцев. Тот факт, что американцы склонны закупаться в Сети активнее простого как раз в предрождественский сезон, в далеком прошлом известен: возможно, многим не доставляет наслаждения толкаться в торжественных очередях. в наше время диспропорция была нежданно сильной: по предварительной оценке, вместо простых 6% от всей массы розничных продаж Сеть дала целых 14% (эти National Retail Foundation), и активность увеличивалась нелинейно, так что в последние несколько дней перед Рождеством веб-магазины реализовали на 63% больше, чем в тот же период годом ранее (эти Mercent). Считается, что подстегнула клиентов новаторская политика интернет-продавцов: они приберегли лучшие скидки напоследок, а сделать приобретение с гарантированной доставкой к Рождеству возможно было впредь до 24 декабря, другими словами всего за день до праздника.
Вот так и сформировался вал посылок, намертво забивший аэропорты: не обращая внимания на то что почтовики сняли в аренду десятки дополнительных самолётов, развезти всё по местам назначения они очевидно не успевали. Кстати, почтовые компании знали о надвигающейся проблеме — замечая необычно скоро возрастающий поток отправлений ещё за чемь дней до кризиса. Но среагировать уже не было времени: не поднимая шума, предотвратили лишь, что сроки доставки по окончании середины декабря не гарантируются. Объявлений этих, конечно, никто не увидел.
Сыграли другие факторы и роль. Так, на северо востоке и-востоке США произошла нежданно нехорошая погода, а с нею – порванные ЛЭП, оставшиеся без электричества логистические центры, отменённые авиарейсы.
В любом случае к настоящему моменту все запоздавшие посылки доставлены, но ожидается продолжение. Ритейлеры, давшие обещание расплатиться с американцами за рождественскую нервотрёпку, отнюдь не собираются платить сами — и сохраняют надежду истребовать компенсацию с почтовых компаний. Те, со своей стороны (по крайней мере UPS), помой-му не отпираются и готовы компенсировать затраты по крайней мере на опоздавшие авиаотправления (для наземных срок доставки не гарантируется).
Повторится ли кризис в следующем году? Американцы чуть ли откажутся от онлайн-шопинга: уж удачное это дело. Но и продавцы покорно ожидать повторения не станут. Как минимум будут пересмотрены договора с почтовыми компаниями. А возможно, кто-то отважится и на радикальные меры. Вариантов как минимум два. Один — децентрализация курьерских работ (вспомните «Почту на новый лад»). Второй — доставка собственными дронами; тут, действительно, американцы с их бюрократами-регуляторами вряд ли станут первыми (но в Австралии эксплуатация дрон-курьеров начнётся вот-вот: просматривайте свежий «Бизнес-издание»!).
С наступающим!
В статье использованы иллюстрации Marcin Wichary, Chicago Tribune, NorthJersey.