История техники говорит нам о систематично появляющихся обстановках, в то время, когда новые разработки, уже появившись, застывают «на низком старте» перед рывком массового внедрения. Характеризуются такие ситуации разнообразием присутствующих на рынке технических ответов, отсутствием устоявшихся стандартов, очень стремительным моральным старением образцов. Так было с автомобилестроением в самом финише позапрошлого века, с авиацией в Великую войну вековой давности, с персональными компьютерами в восьмидесятые. Ну а сейчас таковой этап проходит робототехника…
В то время, когда то, что было сперва красивой игрушкой – как эолипил Герона, а позже необычной, но непрактичной конструкцией – как бегавшая в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века по Парижу паровая тележка Жозефа Кюньо (и сейчас сохраняемая рачительными французами в “Conservatoire des Arts-et-Metiers”), преобразовывается в рентабельные автомобили? В паровозы, связавшие стремительным и эргономичным сообщением сушу планеты, и принесшие ЖД магнатам состояния, долей национальных достатков, превосходящие нынешние барыши ИТ-индустрии?
Да тогда, в то время, когда на эту разработку появился массовый и универсальный спрос! В то время, когда стало возмможно создавать в огромных масштабах и рентабельно реализовывать в высшей стемени однородный товар. Рельсы, производящиеся сперва десятками километров, а позже и десятками тысяч километров. Палки, немыслимые количества которых необходимы для крепления рельс к шпалам. Подробности стрелок и стандартных чугунных мостов (их много аккуратно сберегли в Англии).
По этим дорогам бегали также достаточно однородные паровозы (хоть и разделившиеся на маневровые, пригородные, грузовые и курьерские), таскавшие достаточно однородный парк вагонов (кроме этого поделившихся на пассажирские различных классов) и платформ. Все –¬ не обращая внимания на деления ¬на классы – очень однородно. Одинаковая разработка везет и людей – из самых различных классов общества – и различные грузы. Как раз благодаря тому «чугунка» преобразила лицо континентов (чему не все радовались – географ Любимов из Киевского кадетского корпуса почитал «величайшим злом для русских городов и местной индустрии появление железных дорог», о чем поведал в мемуарах граф Игнатьев…).
Позже совершенно верно таковой универсализм – свойство обрабатывать и хранить числовую, текстовую, звуковую и визуальную данные, представленные в единой, цифровой форме – разрешил компьютерным разработкам преобразовать экономику планеты. Ну а сейчас настает этап внедрения робототехники. И какой же робот вероятнее окажется самым распространенным?
Ну, давайте посмотрим, что присутствует на любом предприятии и тяжелой и легкой промышленности, на фабриках и сверхвысокотехнологичных, и сверхтрадиционных, и тех, кто создаёт лекарства и пищевые товары, необходимые чтобы люди имели возможность жить, и совокупности оружия, необходимые чтобы люди не через чур баловались? Что было в том месте неизменно, до того еще, как пришли первые механические двигатели, и что останется, в то время, когда с фабрик уйдут последние люди?
Верно – это грузчики! Прибывающие на завод сырые материалы и всякие в том месте узлы с комплектующим нужно разгружать. Ну а готовую продукцию – загружать в транспортные средства и упаковки. Ну и – перемещать в самого завода… Так было и без того будет. И значит самым первым и самым массовым роботам стоит присмотреться как раз к работе грузчиков. Так как взглянуть на объявления о найме рабочей силы – эта категория тружеников нужна везде и неизменно! И близится время, в то время, когда она будет заменена роботами.
Самым первым применением роботов будет внедрение их на страшных производствах. Еще в расцвете индустриальной эры с ее достаточно изобильной рабочей силой, работы в «тёплых», другими словами радиоактивных камерах, велись посредством на уникальность остроумно сконструированных чисто-механических манипуляторов, любой из которых воплотил сходу пара томов «Механизмов» академика Артоболевского, под наблюдением многоколенных чисто оптических перископов…
Но это касалось только «штатных», изначально заложенных проектировщиками операций. Стоило появиться нештатным обстановкам – как в Фукусиме – и в радиоактивный преисподняя в высокотехнологической Японии пошли люди… Урок был усвоен – мы множество раз говорили о роботах гражданской обороны, над созданием которых трудится DARPA, о роботах флотских пожарных, создаваемых Пентагоном, о замыслах британцев создать роботы для АЭС. И все они в скором будущем будут внедрены сперва на очень страшных, а позже – на легко тяжелых и страшных производствах.
Но работы связанные с погрузкой-разгрузкой страшны и сами по себе. Легко опасность эта не реализуется «не оптом, а в розницу», небольшими порциями. на данный момент страшно наблюдать на сорокалетних дам, взявших «путевку в судьбу» точно в расцвет «рыночных реформ» и вступивших на путь радостного и высокорентабельного (да-да, высокорентабельного, я не шучу, норма прибыли огромная) «челночного бизнеса». Кто-то возил товар из-за предела, кто-то из Москвы в губернию, кто-то из губернии в уезд. Итог – однообразен. Деформированные позвоночники, раздавленные суставы, больные внутренние органы… И поверх этого нелепые татуировки – на память о бойкой юности.
Причем это так, в следствии долгой трудной работы. Травмы – растяжения, переломы и синяки – идут раздельно и они неизбежны. А за них нужно будет платить, в диком капитализме работнику судьбой и своим здоровьем, в гражданском обществе – работодателю. И очень приличными деньгами… Исходя из этого внедрение роботов-грузчиков может оказаться сугубо рентабельным кроме того по одним этим обстоятельствам! (Такое простое устройство способно сохранить много здоровья – видеоссылка)
И вдобавок человек-грузчик нехорош тем, что он мелок для тяжелых грузов, и крупноват для небольших. С однокилограммовыми дельта-роботами (1-kg payload delta robots) при упаковке небольших и хрупких грузов не смогут сейчас тягаться кроме того самые усердные азиатки с самыми тоненькими пальчиками (в то время, когда речь заходит о том, дабы паковать мелочь час за часом с конвейерной скоростью).
С однокилограммовым дельта-роботом по скорости не смогут спорить кроме того усердные азиатки…
Ну, вот наблюдаем дальше на объявления о найме рабочей силы. Мелькает слово «санитарная книжка». Роботы также ими обзаводятся. Ясно, что в массовом производстве робот не начнёт резать ножом для мяса мягкие сыры… Но и роботы-универсалы сейчас обзаводятся устройствами дезинфекции, омывающими их рабочие органы раствором перекиси водорода – уровень качества сертифицировано Министерством сельского хозяйства США (USDA) и их же Администрацией по контролю за лекарствами и продуктами (FDA). Потому, что скандалы с пищевыми отравлениями систематично мелькают в прессе, тема более чем актуальна.
Что всегда было атрибутом трудной работы грузчиков? Это – «трудовая песня». Будь то англосаксонская «Sail to haven a black clipper…», либо родная «Дубинушка». Они разрешали рабочей артели синхронизировать усилия и свои движения, снабжая перемещения и подъём очень тяжелых грузов. Сейчас такими «трудовыми песнями» обзаводятся и артели роботов. Они необходимы им для работы с грузами с весом более тонны – так как нагрузить этим более небольшие универсальные автомобили, производимые громадными сериями, оказывается куда рентабельней, чем закупать специальный сверхтяжелый манипулятор.
Старшие из читателей вероятно не забывают те времена, в то время, когда на фирмах водились отделы НОТ, научной организации труда. А начинали основатели этого дела – американец Тейлор, россиянин Гастев – с оптимизации несложных операций, наподобие работы грузчика… Учили, как верно засыпать и носить мешки на мельнице. Сейчас этому учат роботов – вырабатывать в пространстве оптимальные траектории грузов, засыпать сыпучие материалы удачнейшим методом…
И вот такие универсальные роботы отыщут в скором будущем использование на любом предприятии, что на промышленном, что на торговом. Что обеспечит робототехнике массовый сбыт, и привлечет в отрасль большие инвестиции. Ну а дальше отправится эффект раскрутки, spin-off, которой организует новый образ планетарной индустрии…