О ракетах и роботах – итоги 2014 года

Рождество по Григорианскому календарю замечательно подходит для подведения итогов – благо, что солнце именно поворачивает с зимы на дни и лето начинают прибавляться, гоня отступающую ночь. И прекрасно в данный время подводить технологические итоги года уходящего. Особенно – начиная с небесной сферы, которая старательно шлет нам собственный свет.

Наиболее значимым событием для русского технологической сферы в текущем году конкретно стоит вычислять успешные старты новой отечественной ракеты-носителя «Ангара». Они состоялись 9 июля 2014 года, в то время, когда со стартовой площадки Плесецк на суборбитальную траекторию был выведен демонстратор разработок, носитель легкого класса «Ангара-1.2ПП», и 23 декабря 2014 года, в то время, когда с этого же космодрома был осуществлен испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя «Ангара-А5».

Итак – что же такое «Ангара», и из-за чего мы уделяем этому носителю такое внимание? В первую очередь, вследствие того что это редкий случай того, как отечественные наработки индустриального, советского, периода отечественной истории, удачно перенесены в современную, глобализованную постиндустриальную эру. Причем перенесены не с отказом от достижений промышленного прошлого – каковое мы замечаем в цехах и НИИ, переделанных в торговые да офисные центры – а с их развитием.

Начнем по порядку. Со старших мастей. Ими являются деньги и глобализация. Так вот – разработчики новой отечественной ракеты разыграли их полностью грамотно. Дело в том, что эксперты ГКНЦ имени Хруничева и НПО «Энергомаш» вели работы над «Ангарой» совместно – и частично на деньги – с Южной Кореей, в рамках их космической программы. Первая ступень южнокорейского носителя Korea Space Launch Vehicle #1, KSLV-1 есть универсальным ракетным модулем совокупности «Ангара». Это разрешило – по окончании двух неудачных пусков в 2009 и 2010 годах – вывести на орбиту 30 января 2013 года первый неестественный спутник, сделавший Республику Корея одиннадцатой космической державой. (Ранее, 10 декабря 2012 года собственный, наблюдавшийся зарубежными станциями слежения, аппарат в космос послала КНДР, ставшая десятой космической державой – другими словами Страна Утренней Свежести есть «два раза космической»!)

Ну а отечественные эксперты сумели выйти на глобальный рынок, привлечь зарубежное финансирование и взять за счет зарубежного клиента часть драгоценного опыта. Очень важный – хоть и весьма редкий – прецедент! Дальше – технология и конструкция. Конструкция «Ангары» весьма увлекательна – она модульна. Унифицированные ракетные блоки УРМ-1 и УРМ-2 разрешают собирать, как в детском конструкторе, носители, выводящие на низкую орбиту нагрузки массой от 1,5 до 35 тысячь киллограм. Один модуль для легких носителей, три – для средних, пять – для тяжелых, которым есть «Ангара А-5».

Модульность конструкции – крайне важна. Она разрешает повышать серийность производства, что было императивом еще индустриальной эры, разрешало вылизав конструкцию и отработав разработку, уменьшать себестоимость и повышать надежность унифицированного изделия. Помимо этого, модульность разрешает транспортировать ракету «россыпью» по железной дороге – отечественный трудящийся космодром Плесецк, и отечественный космодром строящийся – Восточный – изрядно далеки от промышленных центров, так что логистика очень ответственна!

Помимо этого – разработки. В первую очередь – двигателя. На новом русском носителе употребляются действительно хорошие компоненты горючего – кислород и керосин. Они разрешают уйти от неприятностей, которые связаны с применением очень агрессивной и ядовитой «сладкой парочки» – несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида, разбодяженного в азотной кислоте. Керосин ракетный также специфичен – что обусловлено необходимостью избежать коксования в двигателе – оттирать им грязь очевидно не следует, но если сравнивать с гептилом – сущая амброзия. А уж жидкий кислород живителен – весьма хороша в среднеазиатскую жару охлажденная им компоненты…

и вода керосин-кислород очень ветхи. Им наша страна обязана собственными первыми космическими удачами. Но вот двигатели «Ангары» – принципиально новы. Это следующий этап развития космических разработок. Двигатели замкнутого цикла, предложенные советским конструктором Алексеем Исаевым – чей «редуктор …» – во второй половине 40-ых годов XX века. В этих двигателях для тяги дожигается генераторный газ, что перед этим был употреблен для подачи в камеру сгорания огромных количеств горючего. Весьма легко на словах – но очень сложно в практической реализации. Работы растянулись на десятилетия…

Но итог того стоил – новый отечественный двигатель РД-193, трудящийся по закрытой схеме с дожиганием окислительного газа, имеет при весе чуть больше пары тысячь киллограм тягу в вакууме в 212,6 тс, при удельном импульсе (в вакууме же) 337,4 с. Ну а «рабочая лошадка» отечественной космонавтики, РД-107 весом в 1300 килограмм, имеет тягу в 102 тс, при удельной пустотной тяге в 314 единиц. Рост, казалось бы, небольшой – РД-107 эксплуатируется с 1957 года – но очень важный и достигнутый ценой огромной технологов и работы конструкторов.

В следствии страна взяла унифицированный носитель, талантливый закрыть всю гамму космических потребностей. «Ангара А5» способна заменить «Протон», закидывая на геостационарную орбиту из Плесецка столько же, сколько «Протон» выводил из более низкоширотного Байконура. Ну а по окончании ввода в воздействие Восточного и «Ангары А7» – с классификацией носителей предельно легко, номер соответствует числу УРМ в совокупности – транспортные возможности России значительно превысят имеющиеся сейчас. «Ангара А3» заменит украинский «Зенит-2», «Ангара А1.1» – «Космос-3М». унификация и Серийность разрешат добиться заметных экономических результатов.

Поволок тяжелую “Ангару” на старт работяга-мотовоз…

Итак, страна взяла принципиально новую космическую совокупность со стартовой массой носителей от 149 до 760 тысячь киллограм (у перспективной «Ангара А7» – 1154 тысячь киллограм). Да, совокупность эта точно будет нуждаться в достаточно долгой отработке. Будут болезненные этапы борьбы с существующими совокупностями, близко замешанные на конкретных людских заинтересованностях. Будут технические неприятности… Но вектор задан светло – Российская Федерация остается замечательной и передовой космической державой и на обозримый период истории.

Имеется, действительно, важные и непраздничные вопросы, каковые полностью нужно задать. Весьма интересно, какова в бортовой цифровой электронике новой ракетно-космической совокупности часть отечественных компонентов? Как раз отечественных – тут серьёзны не микроны разработок, а национальный контроль над всеми этапами жизненного цикла кристалла, от разработки схемотехники и топологии до установки его в размещения и корпус на плате. Лишь это застрахует нас от конфузов, вызванных неожиданным прилетом из центра Галактики тяжелых заряженных частиц.

И – совокупности автоматизированного проектирования. Совокупности автоматизации технологической подготовки производства. Какая часть в них отечественных? Что может оказаться жертвой санкций… И в случае если через чур громадна часть «импортного», то не нужно спросить, по какой таковой причине такое сложилось? Кто извлек из этого конкретные профиты (ну, сложно ли правоохранителям соотнести официальные доходы и замечаемые затраты лиц, причастных к закупкам…)? Как может растолковать собственные решения в наше время, в условиях санкций (тем, кто будет сказать, что о санкциях и помыслить не имел возможности, необходимо верить лишь в том случае, если предъявят справку о дементности…).

Российская Федерация имеет собственные традиции развития IT, которые связаны с ракетно-космической тематикой. Начиная с работ столичной школы небесной механики, созданной такими учеными, как В.В.Степанов, Н.Д.Моисеев, С.А.Казаков, Б.М.Щиголев, Г.Н.Дубошин и Н.Ф.Рейн… (Перу Г.Н.Дубошина принадлежат хорошие управления по небесной механике.) Начиная с расчета траекторий первых применения и советских ракет для этих потребностей первых ЭЦВМ. Начиная с успешных работ первых космических роботов, «луноходов», отборщиком проб лунного грунта. Хотелось бы сохранять надежду, что эти традиции будут сохранены и развиты!

Установка тяжелой «Ангары» – тут, а пуск – тут.
(Продолжение направляться)

РАКЕТА и РОБОТЫ в КОСМОС ПРОТИВ АНТИСТРЕССА ! забавная игра Kick the Buddy #16 #крутилкины


Похожие статьи: