(Почти) робокар: приключения автопилота tesla motors

В осеннюю пору 2013-го года Элон Маск наделал шуму, дав обещание выстроить самоуправляемый автомобиль за три года. Это было весьма смело, учитывая, что соперники планируют то же самое только к третьему десятилетию века, а у Маска на руках не было ничего, не считая, фактически, четырёхколёсной повозки, пускай и на электрическом ходу. Но прошло всего два года — и Tesla Motors разрешила войти собственные робо-наработки в серию.

Нет, робокара в полном понимании у них до тех пор пока нет. Но последнее обновление «firmware» бортовых компьютеров Model S и Model X, рассылаемое пользователям с 14 октября, содержит функцию Autopilot — реализующую большую автоматизацию процесса управления автомобилем. И вот уже семь дней как её обкатывают на настоящих дорогах простые люди.

Если вы ещё не оценили масштаб произошедшего, поразмыслите вот о чём. До сих пор, при всех успех робокаростроения (Гугл и другие), ни один робокар не выезжал на настоящую дорогу с простым человеком на борту. Всё то, что мы видели и о чём слышали от пионеров-автостроителей, были всего лишь опыты различных сортов — проводимые неизменно под контролем экспертов. Никто не пускал человека с улицы в робокар и не давал ему «зелёный свет». И барьером тут не столько технические трудности (те же гуглокары, как мы знаем, наездили уже миллионы безаварийных километров), какое количество инертность закона и общества. Говоря попросту, общество пока не готово выпустить самоуправляемый автомобиль из лабораторий — так как нет никакой гарантии, что он не переедет кого-нибудь, не столкнётся с чем-нибудь. Мы пока не доверяем роботам так! Но тут и вступает в игру Tesla Motors и Маск. Они — первые, кто рискнул и сумел выпустить на обычную дорогу настоящий (практически) робокар, усадив за руль водителя без особой подготовки.

Но как, линия побери, им это удалось и как они на это решились? Всё станет ясно, в случае если отыскать в памяти уникальную задумку. Маск не верил и не верит в возможность постройки автоматического автомобиля — другими словами, для того чтобы, что бы сто процентов времени управлялся самостоятельно. Он уверен в том, что на дороге постоянно останется что-то такое, что будет роботу не по зубам, что-то, чему робота не учили и научить нереально, сколько бы долларов ни израсходовали на него разработчики. Исходя из этого Маск планировал строить автоматизированное авто — избавляющее человека от необходимости рулить 90% пути, но оставшиеся десять вверяющее себя человеку. Эти десять процентов, возможнее всего, составят дворы, переулки и другие подобные места, где отсутствует разметка, где ведётся случайный ремонт, где пешеходы непредсказуемы. И вот — первый итог.

(Почти) робокар: приключения автопилота tesla motors

За рулём скорость — и автопилот уже больше допустимой. Пара мин. спустя шофер будет оштрафован.

За неполные 14 дней, прошедшие со дня релиза, его успели не просто обкатать тысячи человек, на нём успели кроме того поставить пара рекордов. Троица американских фанатиков автоспорта, усевшись в Model S с новой версией firmware, преодолела практически пять тысяч километров, от Калифорнии до Нью-Йорка, менее чем за 58 часов. Это рекорд и по дальности, и по скорости езды на электромобиле, но самое полезное в нём не дальность и не скорость: самое полезное то, что автомобиль двигался на автопилоте 96% времени. Поразительное совпадение с двухгодичной давности словами Маска, правда?

Но, совпадения, случайности — всё это не про Маска. Пример с робокаром говорит о том, что везением он обязан параноидальной предусмотрительности. Вот уже год как производимые Tesla Motors машины оснащаются всем нужным «железом» для автопилотирования: ультразвуковые сенсоры, локатор (вместо лидара у соперников) и камера, особенные тормоза, замечательный компьютер. Так для придания самоуправляемой функциональности, достаточно обновить прошивку, что делается кроме того без заезда в сервис. Ну, а тот факт, что обращение лишь об автоматизации, а не об автоматической езде, открывает автомобилям Tesla все дороги. А нам — в смысле, несложным пользователям — даёт возможность, наконец-то, оценить, минусы и плюсы робокара в настоящих условиях.

Само собой разумеется, автопилот Tesla Motors — ещё не робокар. Автоматизированный автомобиль в понимании Элона Маска — значит, способный на очень многое, но не избавляющий человека от необходимости смотреть за дорогой. Так что тесловский автопилот может самостоятельно вести машину по простым дорогам и автомагистралям, смотреть за трафиком около и соответственно поменять скорость, перестраиваться из последовательности в ряд по команде человека (сигналу поворота), искать свободное парковочное место и парковаться — но требует, дабы человек не отрывался от руля продолжительнее чем на пара секунд. Не автомат? Нет. Но учитывая, что похожие функции в машинах вторых производителей реализованы в меньшем количестве и не связаны между собой, с позиций среднестатистического водителя, автопилот в Model S и Model X максимально близко подводит автомобиль к категории робокаров. И, само собой разумеется, грех его не испытать!

(Почти) робокар: приключения автопилота tesla motors

И снова автопилот (кадр из ролика номер три). Уже двойная целая, а через сотню метров будет ещё и встречный трафик.

И вот тут в полный рост поднимается неприятность, о которой раньше мы лишь догадывались. Пользователи принимают таковой автомобиль как новую цифровую игрушку, наподобие смартфона. Они не знают либо не желают осознавать смертельной опасности неточностей — по крайней мере , пока лично не попадают в страшную обстановку. Но и возможно ли потребовать иного от среднестатистического водителя? Он так как не эксперт-испытатель, задача которого — осмотрительное тестирование техники в заданных условиях. Несложный шофер сходу ставит робокар в настоящую обстановку!

И вот одного уже штрафуют за превышение — по причине того, что робокар не осознал, что он на участке, где скорость ограничена, а шофер не удосужился последовать советы производителя и сократить её. Вот второй чуть не вылетает за пределы дорожного полотна, по причине того, что снова же разрешил автопилоту рулить на скорости больше допустимой, а дорога внезапно сделала крутой поворот с сужением. Третий вовсе чуть не убился — чуть успев скорректировать неточность автопилота, ринувшегося на «встречку» по окончании небольшой горки. И это очевидно лишь начало: поток любительских видео, запечатлевших процесс «натурных опробований» автопилота Tesla Motors, само собой разумеется, продолжится.

Парни, пересёкшие континент на Model S, подтверждают тот факт, что за автопилотом требуется присматривать: он ведёт себя не как человек (в частности, на виражах) и это отражается на громадных скоростях. Само собой разумеется, явные неточности исправят: Tesla Motors учитывает дорожный опыт и уже выпустила первый патч. Но кто исправит антропогенный фактор? И возможно ли по большому счету исправить эту неизбывную тягу испытать технику на грани вероятного?

Тест автопилота Tesla в Москве: по Садовому кольцу на Model S