Mp3 умер? да здравствует mp3!

За этот месяц на рынке цифрового звука произошли сходу два масштабных события. Одно касается лишь нас, россиян, и в малом степени пользователей из соседних стран. Второе относится ко всему миру. Но необычным образом эти события пересекаются, наводя на мысли относительно того, как будет развиваться цифровой звук дальше.

Событие глобальное: Общество университетов Фраунгофера (в обиходе именуемое легко «Университетом Фраунгофера», ИФ) сорвало бурю аплодисментов, но и критики, опубликовав коротенький пресс-релиз. Сущность: Университет прекращает лицензирование программного обеспечения и патентов, которые связаны с форматом MP3. Таковой, понимаете, широкий жест, презент от создателя: берите все, нам сейчас не жалко! А но, в том месте же и уточнение, что особенного смысла применять MP3 более нет: он, дескать, устарел и заменён более идеальными форматами, например, AAC (созданным тем же Университетом). Другими словами, MP3 погиб.

Но в данной маленькой новости всё не такое, каким думается. Начать с того, что ИФ вправду сыграл в разработке важную роль. Его сотрудниками были сформулированы и реализованы в коде психоакустические способы сжатия звука, потом принятые за базу стандарта MPEG-1 Audio Layer III, известного всем как MP3. «Психоакустикой», напомню, именуют удаление из звукового потока той части информации, что людской ухом не воспринимается. Работы начались ещё в конце 80-х и только в 1993-м отлились в готовый продукт.

Кстати, новый формат чуть было не погиб ещё на стапелях, по причине того, что никто в те годы не осознавал, для чего он реально будет употребляться: изначально его ориентировали на телефонию. И лишь пришествие интернета в дом плюс достижение вычислительной техникой уровня производительности, достаточного для декодирования столь математически сложного формата в настоящем времени (много тысяч операций в секунду, минимум i486DX), разрешило осознать, чем MP3 вправду возможно нужен.

Mp3 умер? да здравствует mp3!

«Отцы» MP3: в начале пути и 20 лет спустя.

К середине 90-х прелести цифрового звука весами уже были распробованы: благодарю CD! Но сохранить такую музыку без утраты качества, «сграбить» её в файл, было тяжело, по причине того, что очевидно не хватало места: твёрдые диски тогда по количеству были сравнимы с компакт-диском. И вот тут MP3 был незаменим: он сжимает звуковой поток на порядок, сохраняя — субъективно, само собой разумеется — уровень качества звучания CD. И ещё перед тем, как показались портативные MP3-плееры, новый формат начал применяться для домашних фонотек. Толчок снова же дал ИФ, выпустив плеер и энкодер (кодировщик) для PC. Так что в то время, когда в конце девяностых на прилавках обосновались MP3-плееры, а интернет начал трещать под натиском файлообменных сетей (Napster и др.), земля уже была подготовлена: к тому моменту были созданы гигабайтные коллекции музыки в цифровом виде! А в том месте подключился и громадный бизнес, также довольно часто применявший MP3 в качестве носителя.

В этот самый момент необходимо понимать вот что: впредь до самого последнего времени MP3 никоим образом не был свободным форматом. Применение его для программных и аппаратных продуктов потребовало лицензий. И не имело значения, планировалось ли применять код ИФ либо писать энкодер/декодер самостоятельно (стандарт обрисовывал, что следует сделать со звуком, и различные кодеки, само собой разумеется, делали это любой мало по-своему; потому песня, кодированная различными программами, отличается по звучанию): требовалась лицензия, да не одна. Сложность лицензионного вопроса была таковой, что MP3 именовали правовым минным полем: в какой-то момент никто уже в точности не знал, кто и какие конкретно патенты держит, кому и какое количество надеется отчислять. Что, кстати говоря, очень сильно ограничило использование формата в свободном программном обеспечении: дистрибутивы Linux, к примеру, значительно чаще поставлялись без кодеков MP3, пользователю приходилось доустанавливать их самостоятельно.

Что ж, ИФ, как основной патентодержатель, сделал огромные деньги на собственной разработке, но патенты не вечны. В Европе пять лет назад, а в Соединённых Штатах в текущем году сроки действия стали истекать. И, фактически, то, о чём на данный момент ИФ сказал — это иносказательное признание, что главные патенты на MP3 истекли. Действительно, не факт, что не осталось вторых («Википедия» упоминает ещё минимум двух правообладателей), но произошедшее всё-таки расценено как освобождение MP3 от патентных уз: создатель формата отныне имеет на него прав не больше, чем пользователи. И, например, Red Hat уже дала обещание этим воспользоваться, интегрировав помощь MP3 в собственные дистрибутивы. Несомненно последуют её примеру и другие разработчики, свободного и проприетарного софта, аппаратных продуктов. Так как же возможно именовать MP3 мёртвым?!

Те, кто разделяет точку зрения «Фраунгофера», приводят два довода. Во-первых, MP3 технически устарел. Фактически все другие форматы его превосходят: и жмут лучше, и задержку дают меньше, и психоакустика у них качественней (говорят, в то время, когда MP3 создавался, фундаментальные изучения психоакустической компрессии были в разгаре). Во-вторых, что более принципиально важно, в последние несколько лет «стриминг» превзошёл «файлы» по популярности. В противном случае говоря, сейчас музыку и по большому счету аудио чаще слушают в потоках, с интернет-радиостанций, а не хранят локально. Всё это как словно бы бы подтверждает диагноз ИФ: со ветхим втором пора прощаться!

Mp3 умер? да здравствует mp3!

С цифровым звуком массы познакомил компакт-диск, но MP3 подарил кое-что и вовсе неслыханное: он «отвязал» звук от материального носителя. В первый раз в истории для хранения музыки не требовался ни винил, ни магнитная лента, ни покрытый металлом пластик. Ни-че-го!

Но имеется и те, кто в смерть MP3 не верит — и приверженцев данной версии намного больше. Их основной довод: не существует другого аудиоформата, что имел возможность бы похвастаться такой же широкой помощью! По причине того, что MP3 стал первым по-настоящему популярным средством хранения музыки в файлах, количества записей, накопленных с его помощью, беспрецедентны — и, само собой разумеется, он поддерживается любым цифровым устройством, талантливым воспроизводить звук, от носимых и программных плееров до «автомобильных» стереосистем и умных телевизоров. Он безотносительный фаворит по популярности — а также сейчас те, кто хочет музыку хранить, значительно чаще выбирают как раз его. С хорошим кодеком и битрейтом MP3 неотличим от CD, а воспроизводится везде. И сейчас, в то время, когда провалилось сквозь землю патентное обременение, он только стал увлекательнее.

Второй значительный довод в пользу MP3 кроется в недочётах стриминга. «Потоковой» фонотекой слушатель не обладает. Она хранится в «облаке» и в один раз «облачный» провайдер может "настойчиво попросить" деньги за доступ к ней. Наглядно представить, как такое не редкость, разрешает последний сюрприз от «В Контакте»: она более не разрешает безвозмездно хранить музыку локально, требует подписки на платный сервис. Или провайдер может провалиться сквозь землю вовсе, унёсши на тот свет и музыкальную коллекцию пользователя.

Всё это указывает, что люди, каковые предпочитают обладать музыкой, а не снять в аренду её, останутся. И вероятнее они продолжат применять MP3, потому что он доставляет меньше всего неприятностей с воспроизведением. Что в том месте, это по большому счету чуть ли не единственный формат, файлы которого и спустя четверть века по окончании записи смогут быть прочтены, воспроизведены без искажений. Назовите хоть один второй подобный!

И это приводит вот к какой мысли. Возможно, развитие MP3 продолжится, но инициативу заберёт в собственные руки не бизнес, а энтузиасты. Будет организовано open source-сообщество, которое реализует новые способы кодирования, уменьшит задержку возможно, да мало ли что ещё придумается? И всё это с сохранением обратной совместимости, дабы MP3-файлы так же, как и прежде возможно было слушать везде и на всём. И тогда MP3 станет тем, чем должен был стать, но так и не стал OGG Vorbis — хороший и действительно вольный формат, к сожалению, поддержанный не всеми, а потому так MP3 и не заменивший.

P.S. Использованы графические материалы Tobi Firestone, Warren Antonia.

Форум погиб. Да здравствует форум #ЮрийБолдырев


Похожие статьи: