Как робот учится черпать процедурные навыки из интернета

Пройти по городу пешком, под забрызганной желтизной зеленью позднего лета весьма приятно и поучительно. Поучительно тем, что по массово отдаваемым в аренду лавкам на первых этажах жилых домов прекрасно видна правдивость местной статистики, говорящей о тот, что «Оборот розничной торговли уменьшился на 7,9% к 1 полугодию и составил 118,2 млрд рублей». То, что возможно встретить в ряд пара пустующих магазинчиков «разливного пива», подтверждает верность слов о том, что «На 20,8% сократилось производство пива».

А вот в индустрии – благодаря исторической, в песни вошедшей специализации – картина совсем другая. «Как отметил министр экономики Тульской области Григорий Лаврухин, индекс производства отечественного региона В первую очередь этого года составил 123,3% – 1-е место в ЦФО и 3-е место в Российской Федерации. Крометого, количество отгруженной продукции возрос на 25,1% если сравнивать с 2014 годом, и по темпу роста область заняла 1-е место в ЦФО и 14 место в Российской Федерации.»

И сдерживает рост производства дефицит квалифицированных кадров, о которой стонут директора фабрик. Но в чем дело-то – казалось бы, обязана наблюдаться полная гармония. Высвобождающиеся работники торговли, и другой офисный планктон, должны переодеваться в спецовки, повязывать патлы косынками в соответствии с требованиями техники безопасности, и вливаться в дружные заводские коллективы. Так, как когда-то, в индустриализацию, делали это девки и парни приходящие из сёл. Сперва выдавливаемые безземельностью, позже выгребаемые комсомольским призывом.

А не происходит этого… И – не случится. Из-за чего? Да по весьма несложной причине. Неспособны продавцыменеджеры торговых комнат, экономисты, юристы к работе в цеху. Не обращая внимания на общее среднее образование, и до вздора распространенное образование высшее. Дело в том, что знания и навыки человека делятся на две весьма различных группы. Декларативные – те, каковые возможно передать речью, устной либо письменной, либо математическими формулами. И процедурные – каковые должны выражаться в последовательности действий.

Ну, скажем, декларативные – это глубокое знание правил игры в футбол (очень символично, что составлены они были в Кембридже), а процедурные – яркий навык пинания кожаного мяча в соответствии с этими правилами. Ну, либо декларативные знания –это знание ее нот и слов песни, ну а процедурные – умение эту самую песню спеть, да ток, дабы за душу забрало. Различия понятны и несложны…

И совершенно верно так же дела обстоят и в производстве. Работа в соответствии с разработками классического аграрного общества потребовала вырабатываемых с раннего детства процедурных навыков – попытайтесь поработать косой, и легко убедитесь в этом. Еще больше их потребовали ремесла, и еще больше заводские цеха… Поэтому-то столь громадными проблемами и сопровождались ранние, ускоренные этапы индустриализации. Годы ученичества необходимы и для овладения процедурными знаниями, нужными для полноценного труда. И знания декларативные тут нужны, но не взаимозаменяемы.

И без того было кроме того в индустриальную эру, с ее довольно стабильной номенклатурой продукции, и с огромным резервуаром хоть и малоквалифицированной, но неизбалованной и привычной к крестьянскому труду от зари до зари рабочей силой. Да да и то проходили годы, пока на плоды труда новых работников возможно было наблюдать без слез… А нынешние сидельцы и сиделицы прогоревших лавок слабосильны да избалованы, желают наслаждаться всеми дарами нынешней постиндустриальной цивилизации, так что мысль брать их и учить много лет представляется малопродуктивной, как в наше время принято сказать…

Но предоставим размышления об их участии политикам. И тем, кто мечтает о ответе всех неприятностей методом восстановления прежней империи (не смотря на то, что все нынешние разработки требуют не имперских, а глобальных рынков…). И тем, кто считает, что в действительно свободных странах все вышеизложенные неприятности решаться неким волшебным образом (на совсем узком рынке, собственных-то никто не даст…). Ну а сами поболтаем об адекватных тружениках информационной эры, о роботах.

Дело в том, что нынешняя фаза информационной эры в куда большей степени приспособлена к передаче и хранению знаний декларативных, чем процедурных. О новой догадке Стивена Хокинга, предположившего, что информация не исчезает в черных дырах, а либо замораживается на горизонте событий, либо транслируется в другие вселенные, возможно прочесть с экрана телефона, присев под деревом – Stephen Hawking: ‘If you feel you are in a black hole, don’t give на данный момент. There’s a way out.’

А вот простейшее дело – управление автомобилем, которым с легкостью овладевает ребёнок (старайтесь как возможно раньше посадить ребенка – без различия пола – за руль…), для собственной автоматизации требует долгих упрочнений гигантов автомобильного и информационного мира. Да да и то, пока что на большом растоянии от полноценного внедрения… (Да, если оно случится, управление автомобилем превратиться в спортивное упражнение, наподобие конкура, но, понимаете ли, достаточно применять совсем небольшую часть ядерных арсеналов, дабы технологическая цивилизация отлетела на век назад…)

Так что передача роботам процедурных знаний воображает одну из главных неприятностей современности. Так как кроме того в высшей степени нужный робот-пылесос, хоть и может убираться вверху шкафов, не падая с оных, значительно уступает по возможностям совсем неграмотной уборщице из горного аула. А пылесос-то сделан гигантом мира информационных и других разработок! Да, универсальные аппаратные средства, копирующие либо эмулирующие людскую моторику, в скором будущем покажутся. И при наличии спроса не будет неприятностей с налаживанием их массового выпуска по приемлемым стоимостям. Но вот как учить этих роботов трудиться?

Ну, вероятен путь программирования этих автомобилей для выполнения той либо другой операции. Приблизительно так, как программируют станок с ЧПУ. Вероятно обучение робота методом наблюдения за работой живого эксперт, эдакое «заплечное обучение» – но тут вероятны трудности, и рабочие их кинематика и органы у роботов вероятнее не будут аналогичны людским… Но имеется и еще один путьнаучить робота извлекать процедурные знания из декларативных. О нем говорит статья – Robots Learn to Make Pancakes from WikiHow Articles.

Как робот учится черпать процедурные навыки из интернета

Робот-повар куда нужнее робота-убийцы…

Говорится в ней о том, как германский робот PR2 обучается печь блинчики и всякие в том месте другие пиццы (робот-повар завлекает меньше внимания, чем робот-киллер, хоть он и большое количество нужнее – еда человеку нужна каждые пара часов, а вот порешить его достаточно однократно…). И робота этого никто не программирует – он сам ищет данные в кулинарной базе проекта WikiHow. Посмотрите, как это у него получается в кухонном интерьере.

Такие забавные упражнения являются частью большого европейского проекта называющиеся RoboHow. Сущность его – в формировании новых подходов к обучению роботов. Подходу, при котором машину не нужно будет программировать, а достаточно сообщить ей, что сделать. Нужную информацию она извлечет из компьютерных баз, преобразует в следствии самообучения в собственные процедурные навыки, к тому же и сохранит их в машиночитаемом виде в базе данных openEASE, где ими смоет воспользоваться, облегчая жизнь себе и хозяину, второй дружественный робот.

До тех пор пока это всего лишь один из экспериментальных подходов, направленных на решение очень затруднительной для нынешних роботов задачи независимого манипулирования объектами физического мира. Но, быть может, как раз благодаря таким подходам роботы овладеют рабочими профессиями куда стремительнее и лучше, чем теряющие работу лавочники либо притекающие в Европу немыслимыми количествами беженцы?

Робот обучается ходить либо 1 сентября для робота в Cybermotion


Похожие статьи: