В финале гонки «Личный космос» стало одним участником больше. Ровно семь дней назад американская компания Blue Origin, основанная и трудящаяся на средства Джеффа Безоса, совершила успешные опробования космического аппарата New Shepard. А попутно стала причиной ожесточённую дискуссию, причём спор оказался чуть ли не занимательнее самого корабля, так что имеется суть остановиться на нём детально. Но начать логично с заатмосферных притязаний мистера Безоса.
Данный человек-ухмылка 51 года отроду известен миру благодаря вебмагазину Amazon.com. На нём он сделал состояние, оцениваемое на данный момент в 60 млд дол почти. А уже израсходовав из них сущую мелочь (значительно чаще звучит цифра в полмиллиарда), профинансировал собственные космические амбиции.
Безос подхватил «космическую лихорадку» вместе с другими интернет-миллиардёрами XXI века. Сооснователь Микрософт Пол Аллен в анналы уже вписан: благодаря ему был реализован проект SpaceShipOne. Сооснователь PayPal Элон Маск также в зале славы: у него Falcon, Dragon, договора на людей и доставку грузов на МКС, марсианские мечты. И вот сейчас настал черёд Безоса. Его компания шла в космос целых пятнадцать лет, солидную часть времени никак не афишируя ни работу, ни удачи, ни тем более неудачи. Но семь лет назад Джефф завёл аккаунт в «Твиттере». А несколько дней назад, наконец, разместил в нём первое сообщение. Вот оно:
«Редчайшее из чудовищ: отработавшая собственное ракета».
Детище Blue Origin наречено в честь Алана Шепарда, первого американца в космосе. Кстати, в случае если не забывайте, космосом принято вычислять всё, что находится выше стокилометровой отметки (т.н. линии Кармана). Так вот Шепард, полетевший за Гагариным в 1961-м году, совершил, по сути, суборбитальный прыжок — встав до 180 километров и возвратившись обратно. На орбиту около Почвы он не выходил, не хватило скорости. Это принципиально важно, по причине того, что New Shepard направляться тому же принципу.
New Shepard — двухступенчатая конструкция, предназначенная для маленьких суборбитальных полётов. Состоит она из разгонной ступени с единственным двигателем (BE-3: жидкие водород и кислород, личная разработка) и пристыкованной сверху капсулы, вмещающей 6 человек. Ракета разгоняется до скорости более 3 звуковых, по окончании чего нижняя ступень отстреливается. Капсула с людьми продолжает полёт по инерции, достигая пресловутой линии Кармана и даря пассажирам пара мин. невесомости, немыслимые виды (в стенках вмонтированы иллюминаторы больше метра высотой), плюс право именоваться астронавтами. Потом вход в воздух с перегрузкой до 5g и приземление на парашютах.
А нижняя ступень, также погасив часть скорости падением в плотных слоях, опять включает двигатель и совершает управляемую вертикальную посадку. Спустя пара недель (со временем данный период планируется сократить до нескольких суток), пройдя осмотр, заправленная и с пристыкованной капсулой, она повезёт в космос новый экипаж.
Из этого понятно, для чего выстроен New Shepard и в чём его преимущества. Основное назначение: возить за облака туристов. Blue Origin уже реализовывает места на испытательные рейсы в следующем году (до тех пор пока что под оборудование) и готовит продажу билетов через год пассажирам. Потому, что соперники с реализацией собственных космических программ задерживаются, у Blue Origin имеется шанс стать первым массовыми оператором космотуризма. Билеты должны быть относительно недорогими, поскольку New Shepard — стопроцентно многоразовый корабль. И вот тут Безос также нежданно первый: ещё никто из частных ракетостроителей, достигнув космоса, не смог без повреждений приземлить разгонную ступень. Ближе всех к реализации данной грезы подошла SpaceX, но её преследуют неудачи на этапе посадки.
Тут-то, в общем, и разгорелись страсти, а зачинщиком стал не кто другой как сам Элон Маск. Он неожиданно был ужасным ревнивцем в том, что касается космических удач. И было это так. Маск послал публичное поздравление Безосу, по окончании чего разразился серией твитов, в которых попытался смешать соперника если не с грязью, то с пылью истории.
Во-первых, пишет Маск (кстати, апеллируя к комиксу на XKCD.com), направляться не забывать о разнице между «космосом» и «орбитой». В космос попасть легко, но вот дабы удержаться в том месте, нужно развить орбитальную скорость, а это требует в сотню раза больше энергии. Во-вторых, SpaceX, дескать, практикует суборбитальные полёты с посадкой и вертикальным взлётом аж с 2013-го года (обращение о Grasshopper и последних опытах с Falcon 9). И по большому счету, в случае если по-чесноку, пальма первенства за всецело многоразовый космический полёт в собственности ракетоплану X-15 (60-е годы, США) и SpaceShipOne.
Строго говоря, Маск кое в чём прав, но только формально, а кое в чём открыто соврал. Учитывая, что его и так-то многие уже недолюбливают, по окончании для того чтобы — имеете возможность себе представить, что началось. За Безоса вступился Джон Кармак (тот самый; дескать, отечественная Armadillo Aerospace и другие показали VTOL на прыжках на маленькую высоту ещё раньше вашего, а Безос таки первый, кто сделал это на ста километрах!), и пошло-отправилось.
New Shepard вправду пока не в состоянии выйти на орбиту, хоть команда Безоса уже и сконструировала более замечательный двигатель (заменив водород на сжиженный газ, что даёт кое-какие конструктивные преимущества) и трудится над орбитальным вариантом корабля. И — да, первые многоразовые космические аппараты были ракетопланами, вот лишь с почвы они самостоятельно стартовать не в состоянии, равно как и приземляться на пятачке. Но без сомнений, что Blue Origin в действительности удалось то, чего пока не смогли добиться в SpaceX, не обращая внимания на все их старания: посадить разгонную ступень вертикально по окончании полёта в космос. Все ракеты SpaceX — что экспериментальные, что серийные — до тех пор пока удачно садились лишь по окончании маленьких подскоков (ниже километра), но ни разу из космоса.
К счастью, словесные баталии только подстёгивают любые достижения и энтузиазм идут на пользу космической гонке. Нежданно скоро индустрия «частного космоса» начала вырабатывать обособленные ниши. Предприниматели наподобие Джеффа Безоса обещают сбить до неприличных размеров цену на околоземный туризм. А Маск и ему подобные (вспомните проекты разработки малых тел) проложат дорогу в дальний космос. Так мы вступаем во второй золотой космический век — стартовавший независимо и неподконтрольно национальным агентствам.