Мрачный Лондон 1880 года. Самый расцвет Викторианской эры. В неблагополучном районе Лаймхауз методично орудует ожесточённый убийца, совершающий, как он думает, акт трагедийного насилия. Общественность негодует, требуя наказать изувера. Скотланд-Ярд переживает, что их лучший детектив загубит собственную карьеру, если не сможет найти убийцу. Потому в бой бросают возрастного детектива с вызывающим большие сомнения прошлым, что раньше убийствами не занимался вовсе.
Любой текст о маньяке Викторианского Лондона так или иначе подразумевает под собой безрадосно известного Джека Потрошителя. Роман Питера Акройда «Дэн Лино и Голем Лаймхауза», ставший базой фильма «Голем», не исключение. Сколь бы путанно ни было повествование, сколь бы большое количество отсылок к Диккенсу не совершил создатель, мы явственно видим в убийце образ самого известного викторианского маньяка. Схожий почерк, тот же район, кроме того одна из жертв есть девушкой легкого поведения, коих в Лаймхаузе в те годы было много.
Воздух Лондона 1880-х годов на высоте
На выдумки и грани реальности
Фильм удачно смешивает действительность и выдумку. Настоящие персонажи тут соседствуют с вымышленными и вплетены меж собой столь тесно и необычно, что создаётся иллюзия действительности всего происходящего. Настоящие Дэн Лино, Карл Джордж и Маркс Гиссинг тут соседствуют с всецело придуманными супругами Кри и детективами. Этот эффект на данный момент применяют все писатели постмодернисты, но у Питера Акройда, как у настоящего англичанина, выдержан педантичный стиль следования буквы закона его мира. Все придуманные персонажи ведут себя, как живые люди, а не картонки, приклеенные к сюжету на Супермомент.
Картина «Голем» начинает путать зрителя сначала за счёт рваного монтажа и очень резкого смена замыслов. То мы оказываемся в многоцветном кабаре, то в доме Кри, то на улицах нечистого Лондона. Декораторы не напрасно ели собственный хлеб, происходящему всецело доверяешь, по причине того, что викторианская эра воссоздана блестяще. Ближе к середине сюжет переключается на двух главных героев – детектива Килдэйра и обвиняемую в убийстве собственного мужа Элизабет Кри.
Эра кабаре во всей своей наготе
драматурги и Комедианты
Множество флэшбеков, коими кишит повествование, кроме этого вносят сумятицу в происходящее, но разрешают лучше осознать предысторию храбрецов, в особенности Элизабет, её работников и мужа театра. И тут создателям стоит дать должное. У храбрецов очень похожие на правду и убедительные мотивационные конструкции. В действиях персонажей чётко прослеживается логика и у них вправду имеется обоснование поступать как раз так и не в противном случае.
Единственное, что не удалось создателям – это грамотно подать сам детектив. Сама сущность жанра – будь то кино либо книга не имеет значения – поймать преступника вместе с инспектором. Увы, Хуан Карлос Медина (режиссёр фильма) не справился с домашней работой. Внеся сумятицу на стадии монтажа за счёт сумасшедшего количества флэшбеков и боковых историй, он через чур увлёкся этим и потерял основную идею. Вся сущность расследования в итоге свелась к тому, дабы сравнить подчерк Голема и подозреваемых. В случае если всё было так легко, из-за чего это плёвое дело не раскрыл второй инспектор? Из-за чего не удостоверились в надежности зацепки на поверхности? В случае если это был предлог уязвить Скотланд-Ярд в отсутствия компетенции, то стоило это подтвердить еще парой намёков, а в противном случае всё скатывается в догадки.
Сюжету явственно не хватило тайных. Голем, совершивший все убийства до главного сюжета картины, в итоге оставался роялем в кустах, что должен был выехать на колёсиках в необходимое время. А ведь зритель грезит поучаствовать в расследовании, предугадывать убийцу и ошибаться. Снова и снова.
Вместо этого зритель полтора часа следит за процессом Элизабет Кри, обвиняемую в убийстве мужа, с постоянными флэшбеками из её прошлого. Уже к середине потенциальный зритель разгадает тайную, в случае если будет чуть более внимателен либо умудрён просмотром фильмов в жанре детектив.
Главные храбрецы картины «Голем»
Химия персонажей
Актерские работы в фильме очень хороши. Потрясающий Билл Найи, что полу взором выдаёт всю утончённость подлинного англичанина, сделал детектива Килдэйра значительно более живым персонажем, нежели это прописано в сценарии. Превосходно отыгрывает собственную роль Дуглас Бут в образе Дэна Лино. Думается, ему удалось передать актерский (а вернее кроме того бутафорский) образ британского комика финиша 19 века. Актёр не отыгрывает больше нужного и, хотя бы этим заслуживает похвалу. Мало подкачала игра Оливии Кук, основной героини фильма. В первой половине она отчаянно не хотела изображать эмоции; но в конце – актриса выдаёт добротную драму, приводя к сопереживанию зрителя. В целом её эмоции оправданы развязкой, но всё равняется хотелось чуть более живого персонажа.
И однако фильм успел поразить. Моральная задача, выпавшая Килдэйру в финале картины, вызывает сдержанные, но уважительные аплодисменты. И не смотря на то, что подобный приём использовался неоднократно и не два, в данной картине он сыграл лишь на пользу.
Украшение фильма – актёр Билл Найи
В сухом остатке
«Голем» – всего лишь вариация на тему «инспектор против маньяка». Местами занимательная, а время от времени неловкая, эффектно оперирующая эрой и максимально скрупулезно относящаяся к подробностям, но фактически беззащитная в первооснове – детективном жанре. Неровно сбитое повествование вносит хаос в познание картины, а ведь детектив обязан, первым делом, дурить зрителя оригинальностью выдумки серийного убийцы. Как раз потому «Голем» — хороший детектив в красивом антураже и не более.
Оценка фильма: 6.0