Может быть, астрономия в школе всё-таки нужна?

Коллеги-колумнисты отписались по вопросам образования; я также желаю. Тем более что в теме русского образования имеется мотив, что в отечественной опытной среде звучит особенно болезненно, — отсутствие астрономии в школах и возможности её в том направлении возвращения.

С одной стороны, беспокойство в полной мере уместное: откуда вырастет отечественная смена, в случае если дети в лучшем случае не будут знать про астрономию фактически ничего, в нехорошем же – начнут путать её с астрологией. Иначе, все мы живём в реальности, и ясно, что призыв «Отдайте астрономию в школы!» должен быть наполнен конкретным содержанием. Чисто механически сделать это уже нереально, и из года в год делается всё неосуществимее. Чем заканчиваются такие попытки, написал пара лет назад сотрудник из Петербурга. Увы, теперешние дети всё больше внимания уделяют вопросу, о что разбиваются самые яркие планы: «Для чего мне это необходимо?»

Время от времени на обсерваторию приезжают такие скептические классы, в рамках уроков физики либо каких-то вторых программ, в то время, когда детям показывают да и то и сё. Дети выделено не слушают. Те два–три человека, которым весьма интересно, стесняются это продемонстрировать и потому вопросы задают с интонацией подковырки. Я задаю вопросы преподавателей, для чего необходимы такие выезды: так как это и педагогам мучение, и мне мало приятного, да и дети точно не возражали бы совершить это время как-то в противном случае. «Внезапно хоть кто-то хоть чем-то заинтересуется», — вздыхают учителя. Думается, кинь в эту пропасть что хороший учебник астрономии Воронцова – Вельяминова, что один из более современных, и они провалятся в неё, как в чёрную дыру, без какого-либо результата для внешнего наблюдателя.

Но эта неприятность появилась не на данный момент. Как отмечают весьма многие, удаление курса астрономии из необходимой школьной программы во многих случаях было, по сути, не насильственным устранением занимательного предмета, а только закреплением и без того существующего порядка вещей. В моей школе, к примеру, астрономия формально была, а практически её не было, и обвинить в этом новые времена нереально: я обучался до наступления периода рыночной экономики, в действительно разгар космической эры. Другими словами предпосылки к нынешнему упадку школьной астрономии появились ещё до перестройки.

Возможно, само собой разумеется, вспоминать о том, из-за чего вместо устранения предпосылок решили удалить сам предмет, но на данный момент данный вопрос имеет уже лишь историческое значение. Что произошло, то произошло, и нужно осознать, что возможно и что следует сделать в текущей обстановке. В большинстве случаев предлагается пара вариантов, начиная с утопического «сделать как было». Но делать как было нельзя и не требуется, по причине того, что, повторю, было не так уж прекрасно. Другие варианты — ввести новый отдельный курс для старших классов, новый отдельный курс для средних классов, интегрировать курс астрономии в курс физики — употребляются в различных видах и в различных школах, но массово (до тех пор пока) не используются.

Попытаюсь изложить несколько мыслей о том, для чего необходимо было бы вернуть астрономию в школу, причём как в виде ответственного дополнения к физике, так и в виде отдельного предмета. В случае если почитать историю преподавания астрономии в школе от дореволюционных времён до наших дней, везде в той либо иной версия упоминается её мировоззренческая и воспитательная роль: «Физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной».

В случае если каким-то образом растолковать человеку, что космос трудится по тем же правилам, что и Почва, смотришь, на данной земле и уважения к земным проявлениям физических законов прибавилось бы. Скажем, падение с кривоногого стула не есть следствием нелепого стечения событий, а позвано действием закона столь могущественного, что ему подчиняются кроме того звёзды и галактики. И запрещено чрезмерно увлекаться стремительной ездой, по причине того, что энергия сохраняется, и в то время, когда автомобиль налетает на препятствие, то его кинетическая энергия будет затрачена на разрушение автомобиля и тех, кто в нём сидит, потому что на громадной скорости кроме того столкновение с воздухом разрушает в пыль каменные глыбы, влетающие в земную воздух.

Из уверенности в том, что «в том месте» всё происходит совсем не так, как «тут», вырастает и нередкая массовая паника. По Солнечной совокупности может летать неизвестная планета, до поры до времени не оказывающая гравитационного действия на другие небесные тела, но по окончании часа Х воздействующая на них не только гравитационно, но и различными извращёнными методами. Ещё одну неизвестную планету — Антиземлю — возможно запрятать за Солнцем, снова же без видимых последствий для другого населения Нашей системы (не считая, конечно, того, что мы все погибнем). Обстоятельство распространения аналогичных фантазий именно и кроется в представлении о Космосе как о месте действия каких-то совсем иных правил.

Возможно, само собой разумеется, сообщить: любой волен думать то, что ему хочется. Беда в том, что псевдоастрономические фантазии приняли массовый темперамент. Нынешняя совокупность образования была коварной: она подталкивает человека к тому, дабы задавать мировоззренческие астрономические вопросы, но лишает возможности организованно приобретать на них официальные, «школьные» ответы. Человек без ответов остаться не имеет возможности и потому придумывает их сам в соответствии с уровню собственной псевдограмотности либо принимает на веру ответы, придуманные вторыми подобными фантазёрами.

Ответы, в большинстве случаев, получаются грустными. Не забывайте, как кузнец из «Формулы любви» растолковывал наступление ипохондрии? «От глупых сомнений, Фимка, — сказал умный дядя Степан. — Вот смотрит человек на солнышко и думает: взойдёт оно на следующий день аль не взойдёт?» Астрономически грамотному человеку светло, сколько всего должно произойти, дабы на следующий день не взошло Солнце. Для человека, астрономически незамутнённого, такое развитие событий в полной мере возможно.

Фантазии разнообразны и неизменно пугающи. Солнце хоть и взошло, да не в том месте — Почва повернулась. Месяц по окончании заката практически горизонтален, как лодочка, а так ни разу не было — Луна повернулась. Ковш Громадной Медведицы не над тем строением стоит — всё небо повернулось. Доходит совсем до необычного. Недавно на сайте НАСА показалось невинное проходное сообщение о том, что магнитное поле Солнца скоро поменяет полярность — явление, которое сопровождает любой солнечный максимум. Другими словами не случилось по большому счету ничего. Но в отечественных СМИ это не-событие стало одной из новостей дня, и снова было нужно отвечать на вопросы соотечественников в духе «Чем это угрожает землянам?».

Что уж сказать о случаях, в то время, когда астрономия прилетает прямо в окна, как в Челябинске. Кстати, до сих пор имеется люди, каковые не верят, что это был метеорит. Первые описания падения казались прямо-таки списанными из книжки и не позвали бы никаких сомнений, если бы кто-то данный учебник просматривал. На фоне сообщений о взорвавшихся ракетах кроме того отечественные сенаторы несколько дней призывали вернуть астрономию в школы, но позже, само собой разумеется, всё забылось, и пара месяцев спустя тот же город так же честно изумлялся в первый раз увиденным серебристым тучам. И опять люди, ни при каких обстоятельствах не изучавшие астрономию, с уверенностью заявляли: «Что? Серебристые тучи? Нет, серебристые тучи такими не бывают!» – как годом ранее с уверенностью писали о том, что ни разу таковой яркой не бывала Венера.

В общем, что я желаю сообщить: почему-то человек не имеет возможности равнодушно относиться к тому, что происходит на небе, и по мере взросления задаётся вопросами о космосе независимо от того, как это ему «необходимо». Если он заблаговременно не узнал ответы на эти вопросы в школе, то будет искать их где-то ещё. Кстати, люди, которым приходится растолковывать прочтённую ими астрономическую ерунду, говорят как раз об этом: отчего же нам в школе всё это не поведали? Ещё кстати: довольно часто задают вопросы, нет ли где-нибудь направлений астрономического ликбеза для взрослых. Быть может, это была бы востребованная услуга в планетариях.

Само собой разумеется, это жестоко: затевать школьный курс астрономии с изучения совокупностей координат. Возможно, не следует пробовать делать его исчерпывающим, не следует ставить его на последний год, коль не так долго осталось ждать уж в ЕГЭ нет астрономических вопросов. Но глобальное представление о мире человек обязан взять, дабы не опасаться собственной Вселенной и уважать её законы. А уж выполнять их она по-любому его вынудит.

ГДЕ В действительности ИНОПЛАНЕТЯНЕ? Легко ВЗГЛЯНИ…


Похожие статьи: