Мобильник выдохся. что дальше?

В физике имеется понятие насыщенного раствора. Это точка, по достижении которой увеличивать концентрацию — к примеру, сахара в кружке чая — несложным добавлением реагента уже нереально: излишки безтолку осядут на дне. Дабы растворить больше, нужно поменять условия проведения опыта (скажем, поднять температуру). И это здорово напоминает происходящее на данный момент с сотовым телефоном, что — как класс — как раз что достиг точки насыщения. «Осадок» мы лицезрим каждый день на прилавках, а дабы двинуться дальше, необходимо предпринять что-то кроме добавления новых моделей и тупого «мешай-мешай».

Вообще-то прошлый год стал знаковым для сегмента сотовой связи, мобильных устройств по большому счету (включая планшетки) и компьютерного мира в целом. В ушедшем году смартфоны наконец одолели «простомобильники» (то, что на Западе именуют feature phones; как всё-таки беден английский язык!) и древние проводные телефоны: к настоящему моменту больше чем каждый второй обладатель телефонного номера пользуется смартфоном. В 2013-м мобильных устройств на Земле стало больше, чем землян, и за один лишь год их было поставлено более чем 2 миллиардов. В ушедшем году “Андроид” стал безоговорочным фаворитом мобильной сцены: количество устройств под его управлением превысило снова же 2 миллиарда штук. Наконец, с горизонта событий провалились сквозь землю как независимые силы два наиболее значимых игрока, два классика – BlackBerry и Nokia.

Но самого по себе этого не хватает, дабы с уверенностью наблюдать в будущее. То, что мы на данный момент переживаем, не отечественная с вами заслуга: это плоды технической революции финиша XX столетия (вспомните Palm) и бурной пятилетки по окончании рождения iPhone. А мы движемся по инерции. И движение мобильного локомотива замедляется! Вот вам прекрасный график для мирового рынка высокотехнологичной бытовой электроники за шесть лет с прогнозом на год начавшийся:

Мобильник выдохся. что дальше?

Эти Consumer Electronics Association (организатор CES).

Строго говоря, тут изображены не только смартфоны-мобильники, но и по большому счету консьюмерская электроника всех сортов впредь до телевизоров. Но, принимая к сведенью, что сотовые телефоны с планшетками генерируют практически половину суммарной «электронной» выручки и часть их непрерывно растёт (тогда как часть всего другого соответствующим образом падает), возможно смело вычислять виновниками как раз их. О планшетках поболтаем в второй раз (да с ними, в общем, и всё в порядке: продажи возрастают на десятки процентов каждый год). Но что тормозит телефоны? Так как их стагнация либо отрицательная динамика констатируются либо прогнозируются как для развитых рынков (Западная Европа, Северная Америка), так и для развивающихся (в первую очередь Азия: Китай, Индия, Пакистан и др., где живёт практически добрая половина населения планеты). Что произошло?

А произошла несложная вещь: «разведанные запасы» идей исчерпаны, новых не предложено. На сегодняшних прилавках нет ничего принципиально нового, ничего для того чтобы, чего не могли бы сделать уже лежащие в отечественных карманах устройства. А также длящееся удешевление среднестатистического смартфона (к следующему Новому году он будет дешевле $300) не в состоянии раздуть угасший огонёк интереса. Кто-то сообщит: зажрались! Но тогда уж включайте ко мне и нас, потому что мы в полной мере вписываемся в мировую статистику. Смартфонов у нас сейчас также продаётся больше, чем несложных телефонов, а главным драйвером выступает ценовой сегмент дешевле 3 тысяч рублей, другими словами практически самые недорогие аппараты. Как и везде.

На самом-то деле, само собой разумеется, низкая стоимость смартфонов — это сильно. Она помогла пробудить покупательскую активность в развивающемся мире: умные телефоны внезапно стали по карману тамошним обывателям, и эти миллиардные толпы не дают кривой на вышеприведённом графике клюнуть носом вниз. Но какое количество возможно топтаться на месте?

Мобильник выдохся. что дальше?

Из этого болота два выхода. Первый — экстенсивный: возможно продолжить снижать цену и переносить выговор на ненасыщенные развивающиеся рынки. какое количество-то лет это будет питать индустрию. Но увлекательнее, само собой разумеется, поменять условия и вынудить уже насытившиеся регионы поглотить больше. Вендоры, к сожалению, избрали первый путь.

Подводя итоги прошлого года, кое-кто из западных наблюдателей безрадосно а также зло констатирует: 2013-й был потерянным для (высоких) разработок. Стенды CES забиты, но — давайте начистоту: чего из выставленного в том месте вы ещё не видели, чего не испытали? Мобильник превратился в ещё один предмет из разряда бытовой электроники, в очередной «утюг», как и персоналка. И фавориты рынка, бесплатно что призывают «изобретать без перерыва» и «думать в противном случае», ничего не меняют как следует, занятые толщиной да скоростью. Инновации подменены играми с ценой, агрессивной рекламой, поглощениями.

Мобильник выдохся. что дальше?

Глубину творческого кризиса, в которой находится индустрия мобильных устройств, возможно оценить по такому факту: уже какое-то время производители заняты поиском не задач, решаемых посредством разработок, а лишь прекрасных разработок, пускай кроме того без вразумительного объяснения, для чего они смогут понадобиться. Заберите те же корпуса и гибкие дисплеи (тут: LG Flex). Красиво? Пожалуй. Но для чего?

Маячит ли на горизонте хоть что-нибудь возможно революционное? По означенным выше обстоятельствам, тупое наращивание вычислительной мощности не котируется. Так что, например, «192-ядерный» процессор Tegra K1 от nVidia проходит только всё по тому же разряду эволюционных, а не революционных разработок: мнимый «суперфон» на таком процессоре будет, возможно, весьма замечательным, но всего лишь телефоном. Нужна какая-то принципиально новая разработка, которая обеспечит мобильникам новое «убойное» использование. Возможно — идея, реализованная софтверно. Возможно — конструктивный прорыв наподобие радикального повышения ёмкости аккумуляторная батарей: подняв её на порядок, возможно сохранять надежду, что мобильные устройства обрастут и новым функционалом.

Прекращение роста не свидетельствует прекращения продаж. В будущем году аналитики (Gartner) обещают 2,5 миллиарда реализованных цифровых устройств — совокупно, включая и компьютеры, и планшетки, и смартфоны-телефоны. Но не смотря на то, что мобильники и господствуют в этом прогнозе численно (1,9 млрд штук), они остаются приблизительно в том месте же, где были годом ранее, и два, и три. Мобильник выдохся. Нужна новая Palm, новая Apple, новая Research In Motion. Кто-то их заменит?

В статье использованы иллюстрации Ericsson User Experience Lab, LG.

15 ТАЙНЫХ ФУНКЦИЙ ТЕЛЕФОНА, О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ


Похожие статьи: