Кому платить за свет знаний

Сотрудник Сергей Попов в собственном ЖЖ поднял два вопроса относительно организации научно-популярных лекций силами действующих учёных (то, что время от времени именуется “Трибуной учёного”): имеет ли лектор право претендовать на гонорар и должны ли эти лекции быть платными для слушателей? Потому, что я и сам участвую в чтении лекций, то решил разобраться со своим отношением к этим вопросам.

1. Из-за чего лектор обязан приобретать гонорар за лекции? Хм, а из-за чего нет? Нет, ну в действительности. Подготовка любой лекции — это тяжёлый и продолжительный труд, а популярной — вдвойне. Я так как в ней говорю не конкретно о собственной деятельности. Да, в том месте я знаю всё достаточно детально, дабы мочь пара часов сказать по большому счету без подготовки (были опыты). Но в случае если я поведаю о собственной работе в чистом виде неподготовленному слушателю, гарантируется засыпание в течение пяти мин.. (Учёные уже давно доказали, что самый крепкий и здоровый сон — это сон на научном докладе.) Исходя из этого кроме того в то время, когда я просматриваю лекцию про родное звёздообразование, мне предварительно приходится перелопачивать кучу литературы, дабы разыскать сведения, каковые не необходимы в работе, но смогут быть увлекательны слушателю. К примеру, кто первым заключил , что звёзды образуются, а не существуют всегда? Либо кто придумал термин “протозвезда”? Поди-ка отыщи.

Что же тогда сказать о лекциях по “не совсем собственной” тематике? Я, само собой разумеется, не решусь просматривать лекцию о чём-то, профессионально мне незнакомом, так же, как я тут всегда открещиваюсь от ответов на вопросы о космологии и чёрных дырах. Но кроме того в регионах, смежных с моей, количество литературы, которую необходимо прочесть либо хотя бы просмотреть, готовя лекцию, возрастает в разы. Наряду с этим, увидьте, делать всё это приходится в свободное от главной работы время, по причине того, что чтение научно-популярных лекций в мои служебные обязанности не входит.

Тут мне возможно возразить: так и не лезь не в собственные темы! Сделал лекцию про звёздообразование, и будет с тебя. Но я всё-таки пологаю, что право просматривать лекции не только в собственный области изучений у меня имеется. Существует такое объяснение отличия между университетским и институтским образованием: в университете человека учат трудиться, в университете человека учат обучаться. Я, будучи выпускником университета (хорошего, а не N-ского университета заборостроения), научен (я сохраняю надежду) искать, разбирать и обобщать любую данные. Так что, просматривая лекцию, к примеру, о коричневых карликах, я выхожу за рамки собственных изучений, но остаюсь в рамках опытных навыков. Помимо этого, у нас в университете был факультет публичных профессий, и я ходил на школу лекторов!

Потом. Не только подготовка, но и само проведение лекции связано с определёнными затратами калорий а также стрессом (“А-а-а! Слайды кончаются, а у меня ещё пятнадцать мин.!”, “А-а-а! Время подошло к концу, а самого главного я ещё не сообщил!”, “А-а-а! Задали вопрос, а я не знаю ответа!”). В полной мере резонным исходя из этого думается получение за работу некоей платы. И, обязан вам сообщить, время от времени она оказывается нелишней! Однако, приобретая деньги за лекцию, я чувствую определённое неудобство, и вот из-за чего.

2. Из-за чего лектор не должен приобретать гонорар за лекции? В первую очередь, в голове, само собой разумеется, свербит представление о “долге учёного”. Можешь говорить — говори, делись, разъясняй, кроме того время от времени успокаивай. Я, по большому счету говоря, сам в этом заинтересован и как важный гражданин страны, и как важный представитель цеха. В просвещённом обществе комфортнее жить, просвещённые родители охотнее будут отдавать детей мне в учение, сейте разумное, хорошее, вечное и пр.

Кроме этих неспециализированных, очень наивных и очень сильно долгоиграющих рассуждений имеется и более сиюминутные нефинансовые основания для чтения лекций. Во-первых, выбирая тему для лекции (и для колонки!), я коварно отдаю предпочтение проблемам, с которыми мне всё равняется было нужно бы разбираться (по каким-то моим дополнительным соображениям). Готовя лекцию, я заставляю себя получить данные, которую иными методами мне было бы сложно вынудить себя взять. Во-вторых, выступление перед заинтересованной аудиторией — это адреналин и кайф, в особенности в случае если среди слушателей найдётся человек с собственной теорией Мироздания. В-третьих, любая лекция — это пропаганда не только науки, но и себя, по сути, само . В общем, я делаю дело, которое мне необходимо и приятно. И мне ещё и платить за это? С какой стати?

3. Из-за чего зрители должны платить за вход на лекцию? Сама лекция — лишь часть себя. Для неё необходимы помещение (не смотря на то, что я просматривал и на улице!), оборудование, какая-никакая , персонал — всё это стоит денег, каковые должны откуда-то взяться. Снова же лектору нужно заплатить. И не только гонорар. В случае если хочется пригласить лектора из другого города, то ему необходимо как минимум оплатить проживание и дорогу. Прекрасно, в случае если на это дело находятся сторонние деньги (и такое не редкость), но в случае если их нет, остаётся лишь брать деньги со слушателей.

В это же время научно-популярные лекции, да и по большому счету каждая просветительская работа, согласно точки зрения многих, должны быть бесплатны для потребителя. Не смотря на то, что ни у кого не появляется культурологического шока от необходимости платить за вход в музей.

4. Из-за чего зрители не должны платить за вход на лекцию? Маленький город в Поволжье, в котором я вырос, не был чрезмерно избалован какими бы то ни было лекциями, включая кроме того лекции о любви и дружбе. Но время от времени шальные лекторы всё-таки заскакивали в отечественную глушь, и нас водили на их лекции классами, неизменно безвозмездно для нас и для отечественных своих родителей. Предполагалось, по всей видимости, что образование населения необходимо не столько населению, сколько стране, исходя из этого население за это платить не должно. За деньги мы бы на эти лекции, само собой разумеется, не пошли. Справедливости для необходимо добавить, что и без денег не пошли бы, но тут и государство было начеку: брало нас, школьников, за шкварник и тащило к знаниям. Действительно, в памяти сохранилась почему-то лишь лекция о интернациональном положении СССР, но кроме того она была занимательной; я до сих пор не забываю, как увлечённо пересказывал её дома.

Сейчас у нас народовластие, сейчас за шкварник никто тащить не будет. И в случае если человек всё-таки для вечернего времяпровождения выбирает не кино, не театр, не тот же телевизор, а лекцию, которая может оказаться неинтересной и скучной (не забывайте музыкальную сказку про Алису в Стране Чудес? “Спрашивается, что суше всего? Отвечаем: лекция!”), то он заслуживает, дабы его, по крайней мере, не заставляли платить за его желание стать лучше. В случае если любой труд обязан оплачиваться, то из-за чего не должен оплачиваться труд слушателя лекции — хотя бы в форме освобождения от приобретения билетов?

В общем, получается шатание и разброд. Брать платы за лекции время от времени некомфортно, не брать — довольно глупо: я же честно получил эти деньги. Если не потребовать платы со слушателей, платить обязан будет кто-то второй. В случае если постоянно требовать плату, пропадёт часть аудитории. не забываю, шёл на лекцию в нижегородский планетарий, и обогнавшая меня бабушка задала вопрос в том направлении дорогу. Я для хохота спросил, что в том месте будет. “Не знаю, — ответила она. — Основное, что для пенсионеров безвозмездно”.

шатание и Разброд появляются, по причине того, что должно быть по-второму. Лектор должен быть специалистом, как лектор общества “Знание” (оно, кстати, и по сей день действует, вы знали?). Должно быть так, дабы у него, не считая подготовки и самообразования лекций, не было вторых обязанностей, дабы у него была заработная плат, понятные платы, средства на командировки. Командировки особенно серьёзны. Потому что лекции серьёзны и необходимы и в больших городах, но какое количество имеется городов помельче, где нога лектора не ступала уже десятилетия? Я уверен, что в городе моей молодости лекция с разоблачением финиша света была бы значительно нужнее, чем в Москве. Беда в том, что её в том месте сейчас, возможно, кроме того негде будет совершить.

Из-за чего, не нужно платить за ЖКХ. Легко и доходчиво за 10 мин! [23.07.2018]


Похожие статьи: