Kodak, цифра и патентные тролли

Патентные споры — простое явление в мире громадного бизнеса. Одни собирают патенты для защиты собственных наработок, другие с единственной целью пополнения корпоративной казны. В любом случае, непременно настаёт час X — и гонка интеллектуальных оружий разрешается ожесточенными баталиями в суде. Приблизительно так всё обстоит и с нашумевшим делом «Kodak против Apple и RIM», которое, но, направляться отметить очень: не так уж довольно часто на ринге видятся компании, рождённые с временной отличием в сто лет и сделавшие себе имя в эры различных технических революций.

В случае если кратко, Eastman Kodak Co. обвиняет производителей смартфонов iPhone и BlackBerry в нарушении одного из собственных бессчётных американских патентов, касающихся цифровой обработки изображений. Претензия в Рабочую группу по интернациональной торговле США (ITC) была подана ещё прошедшей зимний период, а год спустя разглядывавший её судья ответил истцу отказом. Но юристы Kodak сумели добиться апелляции и на прошлой семь дней ITC дала согласие возвратиться к рассмотрению вопроса уже полным составом (финальный вердикт ожидается в последних числах Мая).

Это скромное известие сильно повлияло на акции компании, взлетевшие в цене на треть. И тут нет ничего необычного, поскольку в случае если пионер фотографического бизнеса одержит победу, отступные, по самым скромным оценкам, смогут составить больше одного миллиарда долларов. Но, что означают деньги для бизнеса, пережившего две мировых войны, наибольшие в истории финансовый кризисы и в течении всего этого времени бывшего синонимом самому слову «фотография»?

Eastman Kodak основана в конце XIX века изобретателем фотоплёнки, Джорджем Истманом, бывшим банковским клерком и самоучкой, рабочий хватке которого и способам ведения дел имели возможность бы позавидовать кроме того интернет-предприниматели финиша века XX. Начиная фотографический бизнес, Истман в первую очередь позаботился о защите интеллектуальной собственности, взяв патенты на все главные разработки. Среди таковых фотоплёнка (в пику громоздким, тяжёлым, хрупким фотопластинкам) и конструкция компактного фотоаппарата со необычным заглавием Kodak.

В соответствии с легенде, словечко «Kodak» появилось на протяжении мозгового штурма, устроенного с целью отыскания маленького, запоминающегося, с однозначным написанием, не допускающим орфографических вариаций, и свободного от ассоциаций с любыми вторыми товарами комплекта букв (ну чем не наименование для сайта?).

Джордж Истман не был опытным фотографом, он не был кроме того любителем. Но в один раз испытав на себе все прелести фотосъёмки в поле, решил упростить процесс.

Истман, соавтор и автор множества уникальных технических идей, признавал весомую роль маркетинга в успехе предприятия. Это проявилось в девизе компании, гласившем «вы жмёте кнопку, мы делаем всё другое!», а позднее в массе небольших подробностей, обеспечивших оглушительный успех её продуктам. К примеру, семейство первых плёночных «мыльниц» Brownie, показавшееся в 1900 году и остававшееся на рынке в течении шестидесяти лет, своим стремительным взлётом во многом обязано тому, что сейчас именуется психологически серьёзной ценой (первая модель продавалась за 1 американский доллар).

Но, первой популярной моделью стала фактически фотокамера Kodak, недорогая и достаточно несложная, дабы пользоваться ею имели возможность кроме того — и особенно! — неспециалисты. Как раз успех Kodak вынудил её производителя поменять начальное наименование компании Eastman Dry Plate Company на сегодняшнее Eastman Kodak Co.

в течении столетия детищу Кодака получалось сохранять образ фотографического бизнеса номер один, а брэнд был узнаваем везде (для советских фотолюбителей аура, окружавшая продукты Kodak, была воистину чудесной). Финиш 90-х стал временем наивысшего расцвета компании и в один момент началом затяжной депрессии для всей плёночной индустрии: пришло время цифровой фотографии.

Как это довольно часто случается с классиками, Kodak «пропустила поворот» и цеплялась за устаревшую разработку впредь до середины «нулевых». За это время рыночная цена компании уменьшилась в 25 раз, штат сотрудников впятеро. Последние пара лет Kodak деятельно пробует переориентироваться на цифровые ответы, положив миллиарды американских долларов, в частности, в совокупности недорогой струйной фотопечати для дома и бизнеса, но пока только теряет деньги.

В соответствии с собственным прогнозам, новые направления деятельности должны вывести баланс компании в плюс уже через год-два. Но до того нужно как-то продержаться. И вот тут совсем в другом свете предстаёт патентное портфолио. Поощряя научно-исследовательскую деятельность в течении всей собственной истории, Kodak скопила впечатляющую подборку фотографических патентов, охватывающих среди них и цифровые механизмы.

Для компании, практически основавшей фотоиндустрию, ставки в любом сражении с соперниками были неизменно высоки, так что раньше патенты Kodak делали в первую очередь предохранительную функцию (не всегда удачно: спор с Polaroid в 70-х кончился выплатой практически миллиардной компенсации). Сейчас же преследование нарушителей и лицензионные отчисления превратились для неё в источник денежных средств, разрешающий продолжать опыты с новыми идеями.

За последние три года Kodak получила на патентных спорах и лицензиях около двух миллиардов американских долларов, а в следующие пара лет собирается получать так около 300 миллионов каждый год. В перечне тех, кто лицензирует интеллектуальную собственность Kodak, десятки компаний с мировыми именами: Nokia, Сони, Olympus, Motorola и мн. др. В перечне покаявшихся нарушителей — Samsung и LG Electronics, сравнительно не так давно уплативших совокупно чуть менее одного миллиарда долларов в качестве отступных за патентованный метод, обрисовывающий стремительный предпросмотр отснятого материала на мобильных цифровых устройствах.

К слову, это тот же самый метод, применение которого вменяется в вину Apple и RIM. Да и претензия разбирается в той же самой инстанции (ITC), хоть и другими судьями. Неудивительно, что финал спора, не обращая внимания на январскую заминку, считается предрешённым.

Наровне с агрессивными патентными спорами, Kodak сейчас не брезгует и неясными рекламными трюками. Что сделать, тяжёлые времена требуют храбрых ответов.

Характерно, что никто из корреспондентов, повествующих о ходе разбирательства, не вникает а также не пробует вникнуть в технические вопросы. Что именно обрисовывает спорный метод, как реализовали данный процесс в собственных смартфонах Apple и RIM, вправду ли имеется пересечения и не основывается ли патент Kodak на более ранних чужих изобретениях, а потому возможно отменён?

Парадоксально, но всё это не имеет значения в то время, когда патенты используются в качестве оружия нападения, а не защиты. Допустим, один из патентов Kodak будет обьявлен нелегетимным, что случится дальше? Возможно не сомневаться, что компания отыщет в собственной широкой коллекции второе подходящее орудие для атаки.

Лучшее тому подтверждение — поведение Apple. В ответ на обвинение в нарушении патента Kodak, она практически сразу же предъявила империи Истмана ответный иск, обвинив в нарушении уже собственных патентов с широкими казуистическими заглавиями наподобие «модульной обработки цифровых изображений при помощи цепи для обработки изображений с изменяемыми параметрами».

Увы, для Kodak, в прошедшем сезоне исключённой из состава SP 500, тактика патентных троллей — вероятно единственный оставшийся законный метод сохранить бизнес. Но, ни аналитики, ни акционеры не верят, что редкие миллиардные вливания смогут удержать компанию на плаву. Акции Eastman Kodak, в 1997-м штурмовавшие отметку 100, сейчас колеблются около 4 долларов.

С опаской! Патентные тролли! Теория, актуальные примеры и практика


Похожие статьи: