Игра в го пала под натиском искина?

В первой половине 60-ых годов XX века Национальное издательство литературы в области ядерной науки и техники выпустило в свет русский перевод книги Роберта Юнга «бросче тысячи солнц». Картонная, но мастерски сделанная обложка – «Энола Гэй» с эскортом, тёмное, желтое и алое. Восемнадцатая глава данной замечательно написанной истории создания ядерного и термоядерного оружия именовалась «Под знаком «МАНИАКА» (1951–1955)».

Такое наименование характеризовало роль счастливо подоспевшей вычислительной техники в создании термоядерного оружия. «По окончании памятной встречи в Принстоне путь к созданию супербомбы стал известен, но в самом же начале он был блокированным еще одной, практически непреодолимой горой, в частности, горой цифр. Правильное определение всего того, что связано с термоядерным взрывом, представлялось тяжёлой задачей, потому, что приходилось иметь дело со сложнейшей последовательностью физических процессов, протекающих в долю секунды. Любой этап необходимо было суметь предвидеть и вычислить с большой точностью. Для всего этого требовалась вечно сложная аппаратура.»

И вот тут-то на помощь физикам пришел создававшийся с 1949 года Николасом Метрополисом для Лос-Аламосской лаборатории Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer or Mathematical Analyzer, Numerator, Integrator, and Computer, сокращенно MANIAC. Это была ламповая, сорокабитная машина, с оперативной памятью в тысячу машинных слов на электронно-лучевых трубках aka Williams–Kilburn tube и памятью на магнитном барабане в десять тысяч машинных слов. Быстродействие у MANIAC было десять тысяч операций в секунду.

Обширно как мы знаем, что он заменил тех девушек, каковые на арифмометрах делали расчеты для первых ядерных бомб – таково уж скромное очарование атомного оружия и талант Роберта Янга. Но вот куда менее известен тот факт, что именно MANIAC первенствовал «металлическим» компьютером, что начал играться в шахматы, хоть и урезанные до 6х6, с изъятием слонов. (Шахматный компьютер Алана Тьюринга «в железе» ни при каких обстоятельствах не реализовывался, так и оставшись «бумажным» методом.

В том, что игрой в компьютерные шахматы начали баловаться в таком важном учреждении, как Лос-Аламосская лаборатория, к тому же на протяжении оживленнейшей гонки мегатоннажа атомного оружия Соединенными Штатами и СССР, неудивительно. Достаточно только отыскать в памяти, что в пионерской статье Programming a Computer for Playing Chess основоположник теории информации Клод Шеннон писал что, быть может, [сама игра] и не имеет никакого практического значения, но сам вопрос представляется очень теоретически занимательным, и быть может, что ответ данной задачи послужит толчком для ответа вторых задач подобной большего значения и природы.

большого значения и Аналогичной природы… Отыщем в памяти, что именно в то время появление термоядерного оружия, талантливого в короткие сроки и приемлемой ценой испепелять много городов, поставило задачу отработки ядерной стратегии, исключающей возможность для того чтобы хода событий. И юная и интенсивно растущая теория игр в то время интересовалась разными моделями двухсторонних антагонистических игр. Каковой от века и была игра чатуранга, моделирующая войны стран с азиатским методом производства.

Так как что мы видим в шахматах? Король, около которого и строится вся игра – жизнь царства завязана именно на его персону. Могучий ферзь, советник, влиятельный, как спутник честного халифа Харун ар-Рашида визирь Джафар ибн Яхья. Но ферзем возможно пожертвовать в национальных заинтересованностях, как честный халиф Харун ар-Рашид казнил Джафар ибн Яхью, увидив, что род Бармакидов, к которому он в собственности, набирает уж через чур большое влияние.

Грозные слоны, подвижные кони, стойкие башни, легко обрекаемая на смерть безликая пехота пешек (для которой, но, предусмотрен – как и во всех армиях мира – «социальный лифт», возможность «за удачу и храбрость» появляться произведенной в чин… Все как в настоящей войне царьков. Но – как раз царьков. Уже революционные войны прединдустриальной эры протекали совсем по вторым правилам. Ну а войны индустриальной эры протекали совсем По другому – и армейские специалисты весьма скоро отказались от применения шахмат в качестве «мухи-дрозофилы» военной теории игр.

Их заинтересовала другая игра – го. Появившиеся в Старом Китае «облавные шашки», «вэйцы». Охота, сделавшая узконосых мартышек людьми, древнее войны – занятия, требующего достаточно сложного классового устройства социума. И вот одна из форм охоты, дожившая до наших дней, имеется облава. Дичь окружается цепью загонщиков, и гонится – изначально на ямы-западни, в сети-тенета, ну а на данный момент на стрелков. Весьма продуктивно и добычливо.

Вот что бывало, в то время, когда консульские легионы попадали в окружение. Джон Трамбулл, «Смерть Эмилия Павла»…

И в войну данный прием был введен карфагенянином Ганнибалом, у апулийского города Канны. В то время, когда стало известно, что грозные легионы, попавшие в окружение, преобразовываются в обреченную на заклание добычу… Не вина сына Гамилькара, что римляне вели себя не по-восточному. Консул Эмилий Павел – носитель полномочий, подобных царским – погиб, закрывая отступление. Полководец Фабий продолжил упорную войну на истощение. А устроило римлян лишь истребление – и одно уничтожение Карфагена пунов, как таковых.

Но все это не умаляет сокровище тактического приема, открытого у Канн – бессчётные «котлы» сухопутных фронтов Второй мировой войны, да и последующих локальных войн, от Дьен-Бьен-Фу до Дебальцево, подтверждают это. А война, разворачивающаяся на доске для го, 19 на 19 клеток, и ведется методом окружения вражеских камней, тёмных либо белых. Попал в «котел» – погибаешь (привет армии Паулюса…). И цель войны – в полной мере прагматичная. Не «завалить» вражеского царька, а захватить как возможно больше территории, соответственно – и ресурсов.

Го куда лучше, чем шахматы, моделирует современные войны. Исходя из этого и приглянулась экспертам по военной теории игр… И отечественные популяризаторы наук это осознавали – в февральской книжке «Юного техника» за 1962 год было напечатано описание данной игры. Но вот беда – го очень скверно подвергалась алгоритмизации. Но – лишь до поры… И эта пора настала! Гугл achieves AI ‘breakthrough’ by beating Go champion, программа AlphaGo победила подряд пять игру у чемпиона Европы по го Фань Хуэй (Fan Hui).

Ну а перед этим AlphaGo обучилась побеждать большинство партий у собственных товарок-программ… Другими словами – самое занимательное в данной истории, это то, что AlphaGo никто не программировал. Она – продукт глубокого обучения, самого перспективной, наверное, на данный момент компьютерной разработке. (Гугл’s AI Masters the Game of Go a Decade Earlier Than Expected). Сама обучается, сама оттачивает собственный мастерство, играясь сама с собой… на данный момент машину ожидает поединок с Ли Седолем, занимающим второе место в мире по количеству интернациональных титулов. Но это – подробности…

Основное то, что быстро оттачиваемая разработка глубокого обучения разрешает автоматизировать все новые и новые сферы деятельности, считавшиеся в недавнем прошлом прерогативой человека… И, наверное, отправился режим «с ухудшением», отмечается автокатализ, хорошая обратная сообщение… Причем «на гора» плоды глубокого обучения выдают не армейские, а сугубо гражданские организации…

ГО — настольная игра, вид спорта, и ассистент в бизнесе


Похожие статьи: