Хрущёв и гамлет: опыт жизни в условиях укрепления вертикали власти

Любой артист грезит сыграть Гамлета. Так пишут во всякого рода театральных романах, рассказах и повестях. Ну, любой – не каждый, а в народных театрах и любительских драмкружках – совершенно верно. Сейчас о народных театрах более известно по кинокомедии «Берегись автомобиля», но комедия та писалась с натуры: вправду, многие в свободное от работы время (а его, времени, хватало) игрались в любительских спектаклях, а отдельные любители угоняли машины. Народные театры финансировались пускай робко, но систематично. Школы, институты также не чурались драматического мастерства. Всего «Гамлета» школьный театральный кружок, пожалуй, не вытянет, но несколько сцен – свободно. Особенно в случае если театральный кружок ведёт (на публичных началах, очевидно) опытный артист-энтузиаст, в душе Немирович и Станиславский-Данченко в один момент. Отчего ж не сыграть. Ах, Гамлет! Душка! Во-первых, шпага на боку, во-вторых, принц, в-третьих – целый в тёмном. Ну и «Быть либо не быть?» чего-нибудь да стоит. Внимание девушек всей школы обеспечено.

Я, действительно, в драмкружках не состоял и не принимал участие. Не имел лицедейской жилки. А Гамлет у меня приводил к смешанным чувствам. Шпага шпагой, да уж больно легко он жертвует людьми. Как пешками. Полония заколол. Гильденстерна с Розенкранцем на смерть послал. Офелию довёл до самоубийства. С Лаэртом вот также история случилась… Месть за отца? А при чём тогда остальные и Офелия? Лес рубят – щепки летят? Но эта формула не нравится мне кроме того в применении к лесу. К людям – тем более.

Иначе, его мысль прикинуться безумным увлекательна. Он как разведчик среди неприятелей. В советской приключенческой литературе вражеские шпионы – нацисты, белогвардейцы, кулаки, разорённые капиталисты и помещики – довольно часто прикидывались безумными. Но средневековая Дания никак не СССР, и Гамлет – не соперник самому честному в истории цивилизации стране. А ведь принц ходит по лезвию. Настоящий претендент на престол, самим своим существованием он ежеминутная угроза правящему королю. В любую секунду поднесут Гамлету чашу с полонием… простите, Полония он заколол… поднесут чашу с каким-нибудь ядом недороже, и забудь обиду-прощай, датский престол. Так как, осуществись месть Гамлета, убей он короля – кому быть в Дании Гарантом и Отцом Нации Всего? Уж в случае если это видно Лаэрту, то нам, проницательным читателям…

Обыкновенно в русской истории Гамлета сравнивают с императором Павлом. Оба принцы, у обоих убили отцов (при Гамлета поверим призраку. Не смотря на то, что – из-за чего? В самом методе убийства, помещении в ухо яда, кроется подсказка: яд в ухе имеется метафора лжи, обмана, клеветы, другими словами призрак говорит заведомую неправду, да лишь Гамлет слышит то, что желает слышать), оба пользовались славой душевно неординарных натур, оба кончили скверно, не смотря на то, что Павел успел и на троне посидеть, и цацками Мальтийского ордена побаловаться. Но по мне, так русским Гамлетом был и остаётся Никита Сергеевич Хрущёв. Роднит их необходимость выживания в близи от трона. Пребывать рядом с вершинами власти сложно. С одной стороны, и самому достаётся отблеск власти, а во мраке и отблеск – практически действительность. Он, отблеск, как ни страно, возможно вкусным и сочным. С другой – что если впадёшь в немилость? Так как не просто должности лишат, не в Берёзово сошлют, как Алексашку Меньшикова, а сходу в “могилёвскую губернию”.

Предварительно вдоволь помучив, попытав. Получается шашлык над жерлом вулкана: пламя бесплатный, но страшный. Приходилось прикидываться если не круглым дурачком, то человеком, стоящим ниже вождя ступеней на пять – на шесть. Простаком. Танцевать гопак, выпивать до дна а также глубже, в то время, когда велят – прыгать, в то время, когда велят – лаять. Это, очевидно, не обеспечивало выживания. Но обратное – выказывание ума, проявление чести и совести – обеспечивало падение в геенну. Вулканы этого не обожают – ум, честь и совесть. Исходя из этого плясали все (и «танцуют все» из «Ивана Васильевича» растёт оттуда же, из родной русского земли).

«Булганин когда-то танцевал, по всей видимости, в юности, – свидетельствует Никита Сергеевич. – Он русское что-то вытаптывал в такт. Сталин также танцевал. Он что-то такое ногами передвигал, и руки расставлял…» Хрущёвские «Воспоминания» пронизаны его особенным юмором; жаль, что редакторы, переводя рассказы на бумагу, «облагораживали» обращение, с водою выплескивая целые детские дома. Не удержусь, приведу ещё пример юмора Хрущёва, пускай помой-му и не к месту: «В то время, когда я возглавлял правительство, юный пианист, что стал лауреатом премии на конкурсе имени Чайковского, был женат. Не был, а он и по сей день женат. Англичанка, значит. И у них ребёнок был. По окончании окончания, по окончании конкурса они выехали в Англию. В том месте родители данной англичанки, британцы живут. Мне говорили, что она родом либо, значит, появилась в Исландии. Но вот, всё-таки она англичанка. Британская подданная. Паспорт у нее британский».

Нет, к месту. «Простонародный» юмор, маска шута горохового – хороший метод продемонстрировать власти не только собственную безвредность, но и необычную сокровище, с которой свободно расставаться жалко. Хочется так как иногда посмеяться от души, незатейливо, легко. Как над человеком, в лицо которому угодил торт. Но торт жалко, торт денег стоит. Хороший шут – громадная экономия. И люди это осознавали, этим пользовались, отыщем в памяти хоть Максима Петровича, дядюшку Фамусова. Юмор с претензией на интеллектуальность, наоборот, странен, и от него лучше бы избавиться. Радека остроумие не только не спасло, а, пожалуй, продвинуло в очереди на казнь. Необходимо знать, как шутить. Либо ощущать.

И Хрущёв не только сохранился. В отличие от Гамлета, он занял-таки трон. А в отличие от Павла, трон не стал обстоятельством его смерти. Катастрофа не произошла.

Но, не будучи, за редким исключением, ни принцами, ни известный национальными работниками, мы иногда сталкиваемся с гамлетовскими проблемами. Так как не только король либо император усиливает вертикаль собственной власти. Любой князь, потомственный аристократ, аристократ непотомственный а также вовсе не аристократ делает то же самое, отыщем в памяти хотя бы Кущёвку. Как поступить, в случае если ваш феодал (не имеет значения, в личной лавочке вы служите либо в казённой) опасается подкопа и норовит всякого, в ком видит угрозу если не собственной жизни, то собственному авторитету, унасекомить. А таких феодалов большое количество: у одного вызывающее большие сомнения происхождение, у другого ещё и вызывающая большие сомнения репутация, третий вдобавок ни бельмеса не знает – как не беспокоиться подвоха? Вот и истребляет умников – кого за дело, а кого и профилактически. Что делать? «Смиряться под ударами судьбы, иль нужно оказать сопротивление?» Сопротивляться, само собой разумеется, лучше, но в случае если силы неравны изначально и до конца? И ставки больно уж различные: победит Кущёвка – и семью вместе с хозяином вырежут, предварительно поизгалявшись всласть. А придёт внезапно возмездие Кущёвке – Кущёвка отделается штрафом в размере квартальной премии, и лишь. Бежать, пользуясь тем, что Юрьев сутки у нас до тех пор пока круглый год? Дело. Лишь вот куда бежать какому-нибудь сельскому преподавателю, да ещё обременённому семьей? Вернее, на что? Ни крова ему ожидать не приходится, ни стола, всех скопленных достатков хватит прекрасно, в случае если на месяц–второй вольной судьбы. И все-таки бежать необходимо, в противном случае из подчинённого перевоплотят в совершенного раба. Бежать, сохраняя надежду отыскать феодала умного, если не хорошего. «Тварь злая нам милее твари злейшей».

И при нём, при новом феодале, вести себя, забрав за пример – за недосягаемый пример! – Никиту Сергеевича Хрущёва. недюжинный ум и Стальную волю не скопируешь, но возможно выучить гопак.

Либо русское что-то вытаптывать в такт.

Разведопрос: Анатолий Вассерман про мировую обстановку, Собянина и социализм


Похожие статьи: