Довериться человеку, или жизнь и смерть робота hitchbot

В случае если задуматься, девять десятых всего творчества о роботах посвящено вопросу: не превратится ли наша жизнь в кошмар по окончании того, как в неё проникнут электромеханические ассистенты? В противном случае говоря, можем ли мы роботам доверять? Такая однобокость характерна для человека. Простой химический шовинизм: интересы аналоговых протеиновых структур ставятся выше заинтересованностей (фактически таких же сложных) структур полупроводниковых и цифровых. Куда реже мы задаёмся обратным вопросом: смогут ли роботы доверять нам? А ведь это вовсе не праздное любопытство. В случае если мы планируем сосуществовать с автомобилями, нам нужно будет отвечать на него, а также больше того — подгонять ответ под желаемый!

Неожиданно этот непопулярный вопрос звучит сейчас в массмедиа. И виной тому инцидент — ужасный инцидент, в противном случае и не именуют — произошедший пару дней назад в Соединённых Штатах. Право, не о всяком погибшем человеке вспоминают с таковой теплотой, какой овеяно известие о смерти… робота hitchBOT. Это необычное электронное создание, растерзанное и растоптанное, нашли в нечистой подворотне — и в произошедшем просматривается печальная логика. hitchBOT был инструментом для неповторимого киберсоциального опыта: попытки прощупать степень доверия, которую роботы смогут позволить себе сейчас по отношению к своим создателям. И итог до тех пор пока, увы, отрицательный.

Довериться человеку, или жизнь и смерть робота hitchbot

hictchBOT не редкость (поправка: бывал) через чур разговорчивым, но неизменно возможно попросить его помолчать.

hitchBOT, если вы о нём не слышали (не обращая внимания на десятки тысяч последователей в соцсетях, он остаётся относительно неизвестным), это максимально бюджетная конструкция. Его тело собрано из мусорной корзины, пластиковых шлангов и тому аналогичного хлама, формирующих подобие гуманоида. Не обращая внимания на наличие «ног» и «рук», двигаться он не может, вся его прелесть и мощь сосредоточены в электронном мозге, динамике и светодиодных панелях с микрофоном, запрятанных в прозрачной верхней части туловища.

С их помощью hitchBOT социализируется: распознаёт обращение, усваивает факты и оперирует ими (он наделён рудиментарными функциями самообучения, так что способен использовать знания, полученные не только из вне, наподобие «Википедии», но и полученные самостоятельно), поддерживает беседу. Фотокамера, GPS-беспроводная связь и приёмник (сотовая, Wi-Fi) разрешают ему держать сообщение с центром, куда он систематично пересылает отчёты о приключениях и своём местонахождении в пути. Трудится всё это от аккумулятора и солнечных батарей, но в случае если случается заряд обнулить, каждый желающий может подзарядить робота от прикуривателя в автомобиле либо бытовой электросети.

Центр, но, им не руководит. Мысль hitchBOT — существующего в единственном экземпляре — сначала была в том, чтобы усадить его на обочину и вынудить автостопом доехать из пункта А в отдалённый пункт Б, надеясь лишь на помощь и коммуникабельность случайных встречных (из этого, фактически, и наименование: hitch-hiking в переводе с английского — автостоп). Люди, конечно, интересуются неординарной конструкцией, предоставленной самое себе и просящейся подвезти, а её вызывающе недорогой вид и человекоподобие дополнительно стимулируют желание оказать помощь.

Довериться человеку, или жизнь и смерть робота hitchbot

Само собой разумеется, всерьёз рассчитывать на успех было чистой воды сумасшествием кроме того в цивилизованных государствах — и авторов опыта (группу исследователей из нескольких университетов Канады) об этом кто лишь не давал предупреждение. Но практика продемонстрировала, что положиться на человечность среднестатистического гражданина всё-таки вероятно. Голосуя на обочинах и развлекая водителей беседой, hitchBOT проехал от и до Канаду, Германию, Нидерланды — и составил впечатляющий фотоальбом. Попутчикам, конечно, ничего не запрещается, так что время от времени люди его в нужную сторону, а время от времени и прихватывают с собой на то либо иное мероприятие. Так hitchBOT посетил множество архитектурных памятников, поприсутствовал на спортивных матчах, концертах, свадьбах, пикниках, позировал для живописца, ездил, плавал и летал, был запечатлён на бесчисленном множестве «селфи».

Попутчики относились к нему с уважением и сам он ни при каких обстоятельствах их не обижал: фотографии, сделанные роботом в пути, он публиковал в соцсетях лишь с разрешения людей, на них запечатлённых. Заметно преобразившись за год путешествий — его голос стал разборчивей и приятней, распознавание речи лучше — к нынешнему июлю он пришёл в лучшей форме и готовься вписать ещё одну страну в перечень собственных достижений. Да, Соединённые Штаты, каковые, увы, его и сломали.

Довериться человеку, или жизнь и смерть робота hitchbot

Первые дни в Стране свободы: нет ничего, что предсказывало беды…

Американцы были и более интересными, и более настойчивыми, нежели канадцы либо европейцы: за 14 дней разъездов он продвинулся относительно неподалеку (планировалось проехать всю страну с восточной части прибрежной полосы до западного). Но основное, как раз тут он в первоначальный и последний раз столкнулся с вандалами: пару дней назад малоизвестные разбили робота, похитили электронную начинку. Авторы hitchBOT, действительно, настроены его воссоздать: опыт в целом был весьма успешным, громким, в отличие от нашумевшего намного менее родственного kulturBOT («старший брат» hitchBOT, разъезжающий по выставкам и пописывающий рецензии). Но из произошедшего грех не сделать выводы — тем более, что собственной смертью hitchBOT доказал куда больше, чем судьбой.

Фактически, первый и главный вывод очевиден: доверять людям роботы не смогут и вряд ли смогут обозримой перспективе. Отцы hitchBOT, действительно, с этим не согласны и вычисляют ответ «в основном хорошим», но они очевидно выдают желаемое за настоящее. Со сложной электроникой, как и с любой более-менее полезной вещью по большому счету, неизменно одинаковая неприятность: люди хотят ею завладеть. Человеку характерно тащить всё увлекательное, что «не хорошо прикручено», и нет ни мельчайшего предлога сохранять надежду, что со временем воровство себя изживёт. А ведь hitchBOT — ласточка робототехники будущего, того будущего, в котором автомобили будут предоставлены сами себе, в котором за ними не будет ходить охрана. И в случае если кто-то покусился на непритязательного hitchBOT, легко представить, какая участь ожидает более сложные (и дорогие!) аппараты. Ожидать, кстати, недолго: первый кандидат в жертвы — роботакси.

Второй вывод не столь очевиден, но выявляет невидимую при беглом осмотре обратную сообщение. Потому, что, пока робот беспомощен, как будто бы ребёнок, он будет подвергаться угрозе кражи либо поломки, разумеется нужно наделить его свойством постоять за себя. Как? Да любым мыслимым образом обеспечивать, что обидчик понесёт наказание. Быть может, включать камеру, быть может, встроить оружие. Но при таких условиях нужно будет попрощаться и с «детским» имиджем, что до тех пор пока ещё роботам свойствен. Робот, талантливый постоять за себя, по умолчанию будет вызывать иное к себе отношение, нежели нынешние беспомощные конструкции а-ля hitchBOT.

И захочет ли кто-нибудь подбросить для того чтобы из пункта А в пункт Б?..

P.S. В статье использованы иллюстрации hitchBOT, The Independent.

Психолог Наталья Кучеренко. Психотравмы. Лекция № 09.


Похожие статьи: