Сейчас это тяжело уместить в голове, но — факт: история «удалённого труда» началась всего каких-то пятнадцать, в лучшем случае двадцать лет назад. Персоналка и интернет дали возможности отвязать работника от офиса — и за маленький срок «дистанционщики» прошли громадный путь. Заиграл новыми гранями фриланс, выросла текучесть кадров, появились коворки и «цифровые общаги» (где не только трудятся — живут!). И перемены длятся: в ближайшие десятилетия в развитых государствах больше чем каждый второй трудозанятый человек будет трудиться «на удалёнке» хотя бы часть времени. А за год прошедший в бушующем море дистанционного труда нарисовалась новая концепция. Новый храбрец отечественного времени: digital nomad. Цифровой кочевник.
Совершить линии между ветхим и новым в этом случае не просто, исходя из этого разрешите мало личной предыстории. Постоянные читатели знают, что я тружусь «на удалёнке» с конца 90-х и за это время был обязан посещать офис суммарно меньше года. Моё рабочее место — мой дом: оборудованное, негромкое, не требующее переездов. Червь свободы, само собой разумеется, сознание точит и попытки трудиться в неподходящих местах — пляжи, кафе, лужайки и пр. — были, но все они остались в фазе опыта. Да, не редкость, я тружусь на выезде в деревеньке за сто километров от районного центра (ниже фото одного для того чтобы рабочего утра), но 99% рабочего времени всё-таки провожу за домашним столом.
И это — обычная картина для дистанционщиков нулевых. В действительности она же остаётся обычной для домашних с детьми дистанционщиков и сейчас, потому что разрешает максимально легко совмещать быт и работу. Но не всем таковой образ труда и жизни пришёлся по душе, так что появился новый типаж. Тот самый цифровой номад.
До тех пор пока это в основном юный, образованный, белый, одинокий мужчина, которому стало скучно в домашних стенках. Распространение скоростного интернет-доступа по планете к настоящему моменту перевалило за линии, в то время, когда приемлемо стремительный интернет возможно взять фактически в любой обжитой точке. Работодателям же чем дальше, тем менее важно, дабы сотрудники пребывали в пределах физической досягаемости. Чем цифровое кочевьё и воспользовалось.
Повадками они больше напоминают туристов, нежели занятых делом людей, но первое чувство обманчиво. Они вправду кочуют по миру, оседая везде, где инфраструктура готова принять их и поддержать, но задерживаются на месте намного продолжительнее, нежели Turista vulgaris. Сначала, говорят, они в основном обживали туристические районы — по обстоятельствам в полной мере очевидным: относительно недорогое жильё, питание, по большому счету среда обитания. Но чем дальше, тем чаще заглядывают в места, куда не ступала нога человека, привыкшего к пяти принципу и звёздам «всё включено». Они становятся собственного рода временными гражданами: живут вместе c местными, пользуются их спортзалами, кинотеатрами, барами, но в то время, когда устают — отправляются дальше.
Что именно толкает их на бродяжничество? Несложного ответа нет, имеется лишь предположения, но, судя а также по себе, сообщу, что мысль пользоваться свободой для новых впечатлений не думается таковой уж глупой либо очевидной. Так оно вероятнее и имеется. Цифровой кочевник значительно чаще — трудоголик с ненормированным нестандартным рабочим распорядком. Для таких людей возможность проводить вечера либо хотя бы выходные в новом месте, с новой культурой, языком, традициями, кроме того привлекательней, чем для тех, кто привязан к офису в режиме 8/5. Вот и исследуют они планету, кочуя из Юго-Восточной Азии в Африку, оттуда в Европу, Латинскую Америку и без того потом.
NomadList — один из самых популярных путеводителей для цифровых кочевников. Десятки мест с краткой чёртом каждого: средняя цена судьбы, погода, безопасность, наличие развлечений и, само собой разумеется, скорость интернет-доступа.
Ясно, что не везде их путь устлан розами и не везде их ожидают: у номадов собственные опытные «болячки». Одиночество, о котором уже шла обращение недавно в данной колонке, одна из них — и у кочевника выражена кроме того посильнее, чем для хорошего дистанционщика. Отыскать собственную половинку — единомышленника, спутника судьбы — для кочующих цифровых трудяг в разы сложнее! Западные СМИ прославляют примеры домашних номадов, в то время, когда оба супруга имеют возможность и жаждут трудиться путешествуя, но таких, само собой разумеется, единицы. Остальным приходится на время кочевой судьбе забыть о постоянной паре и тем более о детях.
Но, что дети! У взрослых, желающих задержаться на новом месте продолжительнее, также до тех пор пока ещё неизбежно появляются неприятности. Оформить соответствующую визу в успешных государствах не так уж легко. Как и трудиться с деньгами, сделать медстраховку, решать вопросы с транспортом. Другими словами, приходится по нескольку раз в год заниматься тем, чем обычный человек занимается только пара раз в жизни, да да и то неохотно. Вот, например, из-за чего многие из номадов признают, что кочевнику до тех пор пока что комфортно затевать новый бизнес, но не расширять уже поставленный на ноги — в то время, когда требуются люди, документы, адреса, в общем, физическая, офлайновая привязка.
Хорошая новость в том, что феномен цифрового кочевничества уже собрал такие обороты, что деловая пресса заговорила о влиянии его на социоэкономическую обстановку в мире. На кочевников возлагают основную надежду те, кто грезит «сбить спесь» с сегодняшних стартап-хабов, наподобие Кремниевой равнины. Благодаря цифровым кочевникам наметилась децентрализация стартап-активности, смещение её в города страны третьего и второго плана мира (вот тайский Chiang-Mai, вот марокканский Taghazout, имеется примеры в Китае, Камбодже, Эстонии). При других равных возможностях (ну, прекрасно, в Марокко вы не ходите среди миллионеров, жаждущих вложиться в новый бизнес, но и не миф ли это, оставшийся от времён дот-ком бума?) такое перемещение разрешает очень сильно экономить на расходах. А в городах, облюбованных номадами, также ожидают перемены к лучшему: необходимо учитывать растущую долю обитателей, каковые и не туристы, и не постоянное население — а это новые источники дохода, новые рабочие места, хоть и новые риски, само собой разумеется.
Как прекрасно сообщил храбрец одного из блокбастеров уходящего года, «…мы не землеройки, мы — исследователи». И пускай фильм фантастический, в его словах совершенно верно больше правды, чем хотелось бы некоторым. Хватит уже закрывать глаза: страсть к покорению новых мест у нас не в голове — в генах! Чем мучить самого себя, не лучше ли ей покориться?
P.S. В статье использованы иллюстрации Bridget Coila, автора.