Что “оттепель” может рассказать о советской оттепели?

Киносуббота волею событий (празднование дня рождения сына) превратилась в киновоскресенье, но сути собственной от этого не поменяла: как и неизменно, читателей ожидают воинственно-субъективные размышления на темы, навеянные просмотром хороших фильмов (читатель точно обратил внимание, что о нехорошем кино я пишу лишь в том случае, в то время, когда оно пользуется незаслуженной успехом и популярностью).

Сейчас мы поболтаем о сериале Валерия Тодоровского «Оттепель». Сходу сообщу, что фильм мне весьма понравился, подтвердив тем самым лишний раз предположение о главной роли «продолжительного жанра» в важном кинематографе. Кстати, на отечественных глазах случилась негромкая революция, которую никто из опытных кинокритиков почему-то не увидел. Революция содержится в том, что классический киноформат (от полутора часов до трёх) всецело деградировал под ударами компьютерных разработок, открывших перед голливудскими ремесленниками невиданные возможности по выпуску коммерческих блокбастеров. В этих блокбастерах содержание мысли обратно пропорционально съёмочному бюджету, исходя из этого в последние лет 10 мы замечаем катастрофическое падение качества «кино для просмотра в кинотеатрах».

Наоборот, «кино для просмотра дома» (не обязательно, кстати, по телевизору, не смотря на то, что изначально жанр создавался как раз под «ящик») весьма внушительно эволюционировало от тошнотворного латиноамериканского мыла к важному зрелищу. Во второй половине «нулевых» годов количество сериалов бескомпромиссного качества (в плане глубины и интеллектуальности авторского послания) стало легко зашкаливать. Случилось это, на мой взор, снова же за счёт разработок, разрешивших телепостановкам преодолеть собственное «бюджетное» убожество и дать зрителям истории на самом высоком уровне правдоподобия без театральных условностей, порождённых нищетой (те самые 90 % действия, развивавшегося в одной комнате).

Возвратимся, но, к «Оттепели». Уже стало привычным, что качественное кино воспринимается широкой русском общественностью в штыки. Явление это значительно более важное, чем может показаться на первый взгляд. Обстоятельство неоднозначна. С одной стороны, мы имеем огромную желеобразную массу прилипающих 24 часа в день к телевизору соотечественников, которых развлекательное телевидение за последние 10 лет удачно отучило шевелить остатками мозгов в принципе.

Иначе, удачно сформировался коллектив негативных идиотов, каковые сумели захватили в Рунете главные позиции за счёт неуёмных амбиций, яростной графомании и патологической энергии. Эти идиоты нигде ничему по-настоящему не обучались, но впитали с молоком матери желание занимать поперечную позу. Причём не имеет значение, поперёк чего переть, – основное, дабы обязательно поперёк.

Публичной дискредитацией кино называющиеся «Оттепель» обязано как раз активности негативных рунет-идиотов, каковые принялись измерять изумительное художественное воздействие теми же мерками, что употреблялись для «Пепла», — подсчитыванием орденских планок.

Из всего многообразия преимуществ сериала рунет-идиоты не извлекли ничего, не считая дюжины «ляпов» (как им мнится) между картиной в кадре и «настоящими реалиями судьбы страны во время Оттепели». А реалии эти черпаются в большинстве собственном из передовиц газеты «Правда» и мемуаров пламенных коммунистов, в прошлом влиятельных госслужащих, а сейчас персональных пенсионеров. Остаток информации добирается за счёт вопросов, заданных маманям и папаням, которым довелось жить в те годы. То событие, что папани/мамани трудились на фабриках и находились в очередях за колбасой, а не снимали кино на «Мосфильме» и не обучались во ВГИКе, мало смущает.

У меня нет ни мельчайшего жажды вести дискуссию как раз в данной плоскости – подсчёта орденских планок (равно как и лакокрасочного покрытия автомобиля «Москвич-401», резины «Волги», содержания холодильников и марок радиоприёмников), по причине того, что к кинематографии они не имеют ни мельчайшего отношения (а – только к установке рунет-идиотов на подтверждение больной обсессии «Либерасты убили великую советскую державу»). Мы будем говорить о художественных преимуществах «Оттепели», коих в фильме множество.

Начнём с тональности. Фактически говоря, на ней же возможно было и закончить, по причине того, что тональность (другими словами верно забранная установка на передачу духа эры) – это альфа и омега хорошего кино. Тональность в «Оттепели» безукоризненная! Телевизионный сериал передаёт дух эры с таковой неповторимой точностью, что просто не верится, что фильм снят современниками совсем второй эры.

Нужно сделать оговорку (и тут, на мой взор, кроется ещё одна обстоятельство неприязни рунет-идиотов к «Оттепели»!), что художественный план телевизионного сериала — раскрытие мировоззренческих иллюзий, каковые захватили творческую интеллигенцию во время ослабления мёртвой хватки большевизма на горле нации. Сейчас эти иллюзии смотрятся вечно наивно: совмещение большого мастерства с сюжетным и тематическим кошмаром (наподобие того фильма, около съёмок которого закручен целый сюжет «Оттепели»), совмещение тоски по гуманизму с признанием «достижений советской власти» (по определению являющейся кухней сатаны), совмещение жажды творческой и интеллектуальной свободы с химерой «классовой» солидарности «и народности»… и без того потом.

Наивность, но, нисколько не отменяет искренности переживаний, и эта честность потрясающе тонко и эстетически безупречно воспроизведена в кадрах «Оттепели». Кроме того в случае если отвлечься от всех идейных, идеологических и эстетских исканий творческой интеллигенции той эры, необходимо быть совсем слепым, дабы не подметить эстетическую красоту «Оттепели» в каждом эпизоде: картина в сериале такая, что захватывает дыхание! Море прекрасных дам, море добропорядочных, умных, увлекательных, творчески одарённых и высокопрофессиональных мужчин, море музыки (не только в прямом смысле, но и в переносном: музыки чистых утренних улиц, музыки самого города, музыки времяпровождения – вечеринок, поэтических сходок, квартирных выставок, студийных съёмок, киноэкспедиций и т. д.) – как ТАКОЕ может не нравиться зрителю?

Как может не завораживать очевидная КРАСОТА?! Так как «Оттепель» – вечно прекрасный фильм! Неужто этого не хватает, дабы отключиться хоть на мгновение от собственного патологического негативизма, взять наслаждение, порадоваться жизни? Либо в действительности – не хватает, и рука, как заворожённая, тянется перевести канал, дабы поскорее услышать, как кого-то снова изнасиловали, отрубили голову узбеку-дворнику, а «лицо кавказской национальности» пырнуло ножом футбольного фаната? Что же за больное такое в финиш общество, которое кроме того расслабиться не в состоянии? Либо на чистой красоте расслабляться уже не получается? Нужен обязательно тошнотно-охранительный силикон «Ёлок-3»?!

СССР в 1953 — 1965 гг.


Похожие статьи: