Бесполётная зона: пропуск для дронов в мирную жизнь

Дроны — превосходно несложная вещь, превратиться из игрушки в важный продукт которой мешает так же несложная неприятность: мы не в состоянии их осуществлять контроль! Со собственными забавными габаритами, они не машины и уж тем более не самолёты — и нельзя расставить светофоры на воздушных автострадах, не окажется поручить их авиадиспетчерам.

Пускай невозможность обнаружения бытового дрона радаром — только миф (в действительности такие радары, по крайней мере на заказ, уже строят, и неприятность в том месте не в размерах самих летательных аппаратов, а в их схожести с птицами, так что для разделения тех и других на экране приходится завлекать чуть ли не ИИ), неприятность остаётся: дайте бизнесу зелёный свет на эксплуатацию и весьма не так долго осталось ждать воздушный океан покажется тесным! А из этого — ужас: ну как столкнувшиеся, сломавшиеся, потерявшиеся мультикоптеры начнут падать на головы прохожих, на жилые дома, пересекать автострады пассажирских лайнеров?

Разумеется нужен надзор госрегуляторов — и в Соединённых Штатах, где дрон-активисты не оставляют надежды стать в первых рядах планеты всей в смысле авиации и «коммерческого использования», пару дней назад произошла громадная подвижка. Управление гражданской авиации FAA опубликовало черновик правил для пользователей малых коммерческих дронов. До их утверждения ещё минимум год, но всё-таки это громадный ход вперёд, разрешающий всем заинтересованным лицам прикинуть, смогут ли они применить дроны для ответа собственных бизнес-задач. Увы, новости имеется хорошая и нехорошая.

Хорошая новость: FAA оценило рабочий потенциал дронов весьма высоко (огромные социальные и экономические пользы, спасение судеб, сравнительная безопасность и пр.). Нехорошая: правила оказались неоправданно ожесточёнными. Небольшой коммерческий дрон должен быть не тяжелее 25 килограмм, летать не стремительнее 160 км/ч и не выше 150 метров, лишь в пределах видимости и под ярким контролем оператора и лишь днем. Удостоверения пилота, действительно, не нужно, но предусмотрен экзамен по базам воздухоплавания, «повторная» проверка и медкомиссия каждые пара лет. Да, и никаких сбрасываемых грузов!

В противном случае говоря правила для коммерческих дронов не слишком-то отличаются от уже действующих для дронов развлекательных (тех игрушек, которыми на данный момент забавляются частные лица). Само собой разумеется, кроме того в таком виде они откроют дорогу тысячам компаний: дроны, наконец, возможно будет легально использовать для инспекции строек, полей, лесов, помощи в спасательных и операциях по поиску, и мн. др. Но ещё больше бизнесов выясняются в «пролёте»: как Amazon, к примеру, грезящая доставлять автоматическими мультикоптерами приобретения. Требования визуального контакта и запрет на сброс грузов для неё равноценны запрету на эксплуатацию дронов по большому счету.

Государственныхы служащих можно понять: они не верят, что камера на борту, а уж тем более автопилот, способны заменить глаза человека и его реакцию. Но борьба, само собой разумеется, продолжится. Так как ответ имеется, его посоветовал сам движение событий.

Вы, возможно, не забывайте недавний инцидент с падением игрушечного дрона (DJI Phantom) на газон перед американским Белым домом. Виновник (кстати, сам сотрудник разведслужб) уже раскаялся: был пьян, решил развлечься, утратил контроль над аппаратом. Занимательнее реакция компании-производителя: DJI срочно запретила своим аппаратам летать не только над президентской усадьбой, но и над большей частью Вашингтона. Другими словами организовала собственного рода бесполётную территорию (no-fly zone, NFZ), выпустив соответствующий патч для управляющего софта. Пользователи не обязаны обновку ставить, но тот кто не поставит, не возьмёт и новых функций.

Не стану утверждать, что DJI была автором идеи. Но как раз инцидент с её дроном привлёк к идее бесполётных территорий внимание общественности. До сих пор данный термин чаще виделся в новостях из тёплых точек, в то время, когда «миротворцы» в очередном регионе планеты запрещали полёты над целой страной. Но что, в случае если по примеру DJI организовать тысячи миниатюрных «территорий, свободных от дронов» прямо над отечественными головами?

Технически это не думается через чур сложным: сделать единую базу данных с географическими координатами NFZ-участков, быть может, привлечь энтузиастов для идентификации самые уязвимых мест (по аналогии с «Википедией»), попросить дрон-производителей прошивать оказавшуюся карту в память собственных аппаратов. Всё. И как раз так трудится совсем ещё юный проект NoFlyZone.org. Пометить в его базе собственный дом либо надел земли вправе любой желающий — и хоть производителей, согласившихся уважать эту карту, пока возможно пересчитать по пальцам одной руки, начало положено. В замыслах организация промышленного консорциума.

Само собой разумеется, пока ещё всё опирается на доверие, на сознательность: никто и нигде не заставляет производителей дронов учитывать требования NoFlyZone.org либо любого другого подобного проекта, буде такой покажется. Но имеется надежда, что мысль всё-таки получит — и в первую очередь вследствие того что сами производители будут заинтересованы в этом. Так как, возвращаясь к началу беседы, что преграждает дорогу дронам? Сомнения в их безопасности. Уважая NFZ, вендоры смогут более либо менее обеспечивать, что их летательные аппараты не упадут на оживлённую улицу, не вызовут авиакатастрофу , не будут подслушивать-подсматривать у жилых домов и т.п. А в том месте подоспеют и законодатели-регуляторы, напишут более мягкие правила полётов, что откроет двери для Amazon.com и других. Вынудить же пользователей ещё легче, DJI уже продемонстрировала, как это сделать: достаточно имплантировать помощь NFZ прямо в управляющий софт.

Настоящая неприятность бесполётных не-территорий — в непроработанности процедур, которые связаны с подтверждением права собственности. Как, например, обладатель земельного надела сможет поднять над ним собственный дрон, в случае если участок помечен как NFZ? на данный момент он обязан дать в NoFlyZone.org документ о собственности, дождаться рассмотрения, взять и применить кое-какие инструкции. То же при конфликта заинтересованностей между собственниками многоквартирного жилья: в случае если первый помечает территорию как NFZ, а второй снимает пометку, то третьему уже придётся ждать решения товарищества собственников жилья (либо подобной ему организации). То же с доставкой посылок дронами: для получателей нужно будет делать исключения в NFZ-странице. И без того потом.

Как перечисленные трудности сгладить — никто, само собой разумеется, пока не знает. И ничего необычного, что отзывы форумной публики в общем уничтожающие. Необычно, что никто не вспоминает об весьма похожем опыте из телефонии: в тех же Соединённых Штатах в далеком прошлом существует и трудится национальный реестр телефонных номеров, на каковые не разрещаеться (за чем присматривает федрегулятор) звонить коммерсантам. Само собой разумеется, нарушения случаются, и всё-таки это большой плюс, делающий жизнь граждан спокойней. Для дронов же бесполётные территории до тех пор пока — единственный осуществимый метод хоть как-то упорядочить намечающийся воздушный кошмар. Тем более стоит попытаться!

P.S. В статье использованы иллюстрации Amy McTigue, ABC, NoFlyZone.org.

Mavic 2 pro спасение дрона, добываем дрон с крыши крюком


Похожие статьи: